Собранность ума

Опубликовано khantibalo от 17 марта, 2021 - 18:50

Определение

2. Pariyāyasuttaṃ

6) Любая собранность ума, сопровождаемая помыслом и оценкой является собранностью ума как фактор постижения. Любая собранность ума, без помысла и оценки является собранностью ума как фактор постижения.

Свойства и характеристики

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā
Её (собранности ума) характеристикой является равновесие или нерассеяние, её функцией является соединение умственных состояний и умственных факторов, она проявляется как стабильность ума.

Питание и лишение питания

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей собранности ума как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшей собранности?
Есть представление спокойствия, представление нерассеянности.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей собранности ума как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшей собранности ума.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим представлениям.

Комментарий к МН 10 объясняет что это за представления

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Представление спокойствия - это только спокойствие, представление нерассеянности нужно понимать в смысле неотвлечения.

В работе дост. Сомы Тхеры по МН 10 даются такие объяснения: Рассеянность - это состояние ума, который, из-за вращения во множестве объектов, прыгает с одного на другое, имеет разные цели и не однонаправлен. Отвлечение аналогично по характеру. Его основной характеристикой является неспокойствие, а проявлением - отклонение. Путём однонаправленности рассеянность устраняется.

Комментарий к МН 10 даёт дополнительные практики для развития этого фактора:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

К возникновению собранности ума ведут 11 вещей: очищение вещей, обеспечение равномерности духовных способностей, мастерство в представлении предмета медитации, стимулирование ума в нужное время, сдерживание ума в нужное время, радование ума в нужное время, безмятежное отношение к уму в нужное время, избегание людей, чей ум не собран, держаться людей, чей ум собран, размышление об умственных поглощённостях и освобождениях, склонность к развитию собранности как фактора постижения.
Здесь очищение вещей и обеспечение равномерности духовных способностей нужно понимать как уже было объяснено.
Мастерство в представлении предмета медитации - это мастерство в улавливании представления касины.
Стимулирование ума в нужное время - это приложение ума к порождению таких факторов постижения как различение способов поведения, усердие и восторг в случаях, когда имеет место сильный недостаток усердия и прочего.
Сдерживание ума означает удерживать ум, ставший чрезмерно энергичным и т.п. путём порождения таких факторов постижения как расслабление, собранность ума и безмятежное наблюдение.
Радование ума - когда ум становится недовольным из-за слабого применения мудрости или недостижения блаженства успокоения, оказать ему поддержку путём размышления о восьми основаниях чувства духовной срочности.
Восемью основаниями для чувства духовной срочности является размышление о рождении, старости, болезни, смерти, страданиях низких миров, о страданиях в круге перерождений в прошлом и о страданиях от поиска пищи в этой жизни.
И также размышления о качествах трёх драгоценностях, порождающих приверженность.
Безмятежное отношение к уму в нужное время - это отсутствие действий по стимулированию, сдерживанию и радованию ума, который вышел на надлежащий путь и хорошо работает на объекте, свободный от лени, неугомонности и неудовлетворённости. Это похоже на состояние колесничего, не вмешивающегося в процесс, когда лошади идут хорошо.
Избеганием людей, чей ум не собран, называется избегание людей, не достигших сосредоточения доступа и полной поглощённости, а также людей с рассеянным умом.
Держаться людей, чей ум собран означает держаться, посещать, общаться, контактировать с людьми, достигшими сосредоточения доступа и полной поглощённости и людей с собранным умом.
Склонность к собранности - это свойство ума склоняться, уклоняться и устремляться к собранности сидя, стоя и в прочих положениях тела.
У практикующего таким образом она (собранность) возникает.

Очищение вещей и равномерность духовных способностей описаны здесь.