Усердие

Опубликовано khantibalo от 17 марта, 2021 - 16:51

Определение

2. Pariyāyasuttaṃ

3) Любое телесное усердие является усердием как фактор постижения. Любое умственное усердие также является усердием как фактор постижения.

Свойства и характеристики

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā
Его (усердия) характеристикой является приложение усилий, его функцией является поддержка, оно проявляется как непотопление.

Питание и лишение питания

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия?
Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности.
Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.

Недостатком питания этого фактора постижения является не уделение внимания этим элементам.

Определение трёх элементов в комментарии к МН 10

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Элементом энтузиазма называется первичное усилие с энтузиазмом.
Элемент старания более силён чем [первичный энтузиазм], поскольку оставляет лень позади.
Элемент решительности ещё более силён, поскольку он сильнее нападает на пагубное исходное состояние.

Там же даются дополнительные практики для развития этого фактора:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

К возникновению усердия как фактора постижения ведут 11 вещей: размышление об ужасе несчастных миров, видение пользы усердия, размышление о пути, который нужно пройти, почтение к пище как подаяние, размышление о величии наследия, размышление о величии Учителя, размышление о величии рода, размышление о величии друзей по монашеской жизни, избегание ленивых людей, держаться людей с кипучим усердием, склонность к развитию усердия как фактора постижения.

Объяснение первых трёх

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

... Когда подвергаешься огромным страданиям, невозможно быть усердным.
Сейчас пришло время зародить усердие" - так, у размышляющего об ужасе несчастных миров возникает усердие как фактор постижения.
"Ленивый не может обрести девятифакторное надмирское состояние, только человек с кипучим усердием способен на такое - такова польза усердия" - так возникает видение пользы усердия.
"Тебе надлежит пройти путём всех будд, паччекабудд и великих учеников, этот путь недоступен для ленивых" - так возникает размышление о пути, который нужно пройти.

Объяснение почтения к подношениям сопровождается трогательной историей

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

"Те, кто поддерживают тебя едой, поданной как подаяние, тебе не родственники, не слуги, они не дают тебе прекрасную еду с мыслью "в будущем мы будем жить за твой счёт". Но они подают, ожидая получить прекрасный плод своих подношений. И также монашеские принадлежности разрешены Учителям не для комфортной жизни с сильным телом, они разрешены для того, чтобы ты мог исполнить дело жизни отшельника и используя эти вещи освободиться от круга страданий. Ленивый не почитает подношения, но тот, кто усерден, почитает их." - так порождается размышление о почтении к подношениям, как было в случае монаха Маха Митта.
Якобы этот монах жил в пещере крестьянина.
В деревне, куда он ходил за подаянием, жила великая (или пожилая) мирянка, которая присматривала за ним как за собственным сыном.
Однажды когда она собиралась пойти в лес и сказала своей дочери: "Здесь старый рис, здесь молоко, здесь топлёное масло, здесь патока. Когда придёт твой брат почтенный Митта, приготовь рис и подай ему с молоком, топлёным маслом и патокой. Сама тоже поешь. Я поела холодного риса, приготовленного вчера с кашей".
"Мама, что ты возьмёшь к обеду".
"Приготовь кислую кашу с травами и дроблёным рисом, и положи его для меня"
Как только монах вынул сосуд из сумки, одевшись для выхода на сбор подаяния, он с помощью яснослышания у входа в свою пещеру услышал разговор матери и дочери и подумал: "Великая мирянка поела несвежий рис и кашу, а в полдень будет есть кислую кашу. Для тебя она дала старый рис, молоко, топлёное масло и патоку. Она не ждёт от тебя полей, еды или одежд. Она подаёт тебе лишь ожидая три достижения (человеческого, божественного и надмирского). Сможешь ли ты даровать ей эти достижения? Воистину её подаяние не годится для принятия тобой со страстью, отвращением и невежеством в уме." Тогда он положил сосуд назад в сумку для сосуда, ослабил узел на одеянии, отказался идти за подаянием и войдя в пещеру крестьянина положил сосуд под кровать, повесил одеяние на шест и сел в устремлении "Я не уйду отсюда без достижения архатства".
Этот монах, стараясь уже длительное время, развив прозрение ещё до начала времени приёма пищи достиг плода архатства. Великий разрушитель влечений, улыбаясь как раскрывающийся лотос, вышел из пещеры.
Божество - защитник дерева близ пещеры сказало ему:
"Почтение тебе, чистокровный среди людей, почтение тебе, высшие из людей.
Раз с влечениями покончено, достоин сударь подаяния"
Разразившись этим восклицанием божество сказало: "Почтенный, подав еду ходящему за подаянием араханту подобному тебе, пожилая женщина освободится от страданий".
Когда монах встал и открыл дверь, чтобы посмотреть сколько времени, он понял что ещё достаточно рано. Поэтому он взял одеяние и сосуд и вошёл в деревню.
Девушка, приготовив рис села напротив двери своего дома, думая "Сейчас придёт мой брат, сейчас придёт".
Когда монах пришёл она взяла его сосуд, наполнила его рисом с молоком, смешанным с топлёным маслом и патокой, и отдала ему.
Монах ушёл, поблагодарив словами "Пусть будет счастье".
Девушка стояла, смотря как он уходит.
В то время цвет кожи монаха был в высшей степени ясным, а его способности восприятия особенно чисты, а его лицо сияло как зрелый пальмовый плод, очищенный от ростка.
Великая мирянка пришла из леса и спросила "Милая, твой брат приходил?".
Она рассказала ей обо всём произошедшем.
Великая мирянка, поняв что задача ухода из дома её сына сегодня достигла своего апогея, сказала: "Милая, твой брат наслаждается системой Будды. У него нет неудовлетворённости".

Остальные способы

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

Ленивый подобен сыну, от которого отказались родители. Когда они скончаются он не унаследует их богатства. Так и с семью благородными сокровищами. Только усердный человек получает их." - таким образом возникает размышление о величии наследия.
"Велик твой учитель, ведь в момент зачатия в утробе матери ... в момент окончательного освобождения колебалась вся десятитысячная сфера миров. Разве возможно ли тебе быть ленивым, вступив в систему обучения такого учителя?" - так возникает размышление о величии учителя.
"Ты теперь не низкого рождения... ты потомок великого правителя Суддходаны и Махамайи... ты являешься [духовным] сыном Победителя - такому лениться не подобает." - так возникает размышление о величии рода.
"Сарипутта, Моггаллана и великие ученики достигли надмирских состояний с помощью усилий. Следуешь ли ты их образу жизни?" - так возникает размышление о величии друзей в монашеской жизни.
Путём избегания людей без физического и умственного усердия, которые подобны наевшейся до отвала змее, лежащей неподвижно, также путём нахождения в компании людей с кипучим усердием, стоя, сидя и в других положениях склонение, устремление и направление ума к усердию - так возникают [эти факторы].