необученный простолюдин...

Опубликовано khantibalo от 16 октября, 2020 - 19:09

Повторяющимся фрагментом является "необученный простолюдин, которому нет дела до благородных, неосвоивший Дхамму благородных, необузданный Дхаммой благородных, которому нет дела до достойных людей, неосвоивший Дхамму достойных людей, необузданный Дхаммой достойных людей".

1. Bhaddekarattasuttaṃ

Здесь, монахи, необученный простолюдин, которому нет дела до благородных, неосвоивший Дхамму благородных, необузданный Дхаммой благородных, которому нет дела до достойных людей, неосвоивший Дхамму достойных людей, необузданный Дхаммой достойных людей, считает тело собой или себя обладающим телом или тело в себе или себя в теле. Он считает ощущение... распознавание... умственные конструкции... сознание собой или считает себя обладающим сознанием или считает сознание находящимся в себе или считает себя находящимся в сознании. Так, о монахи, человек вовлекается в отношении явлений в настоящем.

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

"Здесь, монахи, необученный простолюдин, которому нет дела до благородных, неосвоивший Дхамму благородных, необузданный Дхаммой благородных, которому нет дела до праведных людей, неосвоивший Дхамму праведных людей, необузданный Дхаммой праведных людей, распознаёт землю как землю. Распознавая землю как землю он полагает о земле, полагает [себя] в земле, полагает [себя] вне земли, полагает землю своей, восхищается землёй.

Необученный простолюдин

В комментарии к ДН 2 даётся объяснение двум видам простолюдинов:

  1. слепой простолюдин (andhaputhujjana), которые не изучил совокупности, первоэлементы, сферы чувств и прочие основные понятия учения Будды
  2. хороший простолюдин (kalyāṇaputhujjana), которые изучил эти вещи

Комментарий к МН 1 говорит, что здесь речь о слепом простолюдине.

Которому нет дела до благородных... праведных людей

Согласно комментарию, под благородными и праведными людьми следует понимать будд, паччекабудд и учеников будд. "Нет дела" означает человека, который не видит их с помощью знания:

Suttanikkhepavaṇṇanā

Поэтому, пусть даже человек видит благородных собственными глазами, пока он не видит характеристики непостоянства (страдания и безличности), которые видят благородные, он считается тем, кому нет дела до благородных, пока состояние благородной личности и предметы, составляющие благородную личность, остаются незаметными.
То есть, без навыка в Дхамме благородных, классифицируемой на способы установления памятования и прочее.

Необузданный

"Необузданный" означает "не обладающий дисциплиной". Эта дисциплина делится на 2 вида:

  1. дисциплина сдержанности: сдержанность путём нравственности, путём памятования, путём знания, путём терпения и путём усердия
  2. дисциплина отбрасывания: отбрасывание путём замены факторов, путём подавления, путём искоренения, путём успокоения и путём избавления