4. Kasibhāradvājasuttaṃ
[Будда:] "О брахман, я не вижу никого в этом мире с его божествами, Марой и Брахмой, в этом народе с его отшельниками и брахманами, правителями и простыми людьми, кто, съев эту кашу, сможет должным образом переварить её кроме Татхагаты или ученика Татхагаты.
Это фрагмент, часто встречающийся в суттах канона, обозначает высших существ в сансаре. Используется для усиления: "нет никого во всей вселенной" и т.п. Комментарий к нему следующий:
4. KasibhāradvājasuttavaṇṇanāЗдесь слово "с божествами" охватывает божеств пяти уровней мира страсти, "с марами" охватывает божеств шестого уровня мира страсти, слово "с брахмами" охватывает брахм тонкоматериального мира; о том, что жители нематериального мира могли бы съесть и речи быть не может.
Словосочетание "С отшельниками и брахманами" охватывает отшельников и брахманов, являющихся врагами и противниками системы Будды, также оно охватывает отшельников и брахманов, чьи пороки устранены и успокоены.
Слово "народ" охватывает мир живых существ, слово "с правителями и простыми людьми" охватывает божеств по соглашению (правителей) и остальных людей.
Здесь эти тремя [первыми] словами описывается мир как пространство, двумя видами народа охвачен мир существ. Так следует понимать.
В другом комментарии немного другое объяснение
10. ĀḷavakasuttavaṇṇanāТам по принципу "фразой 'с божествами' и т.д. охватывается мир страсти" и т.д. даётся краткое объяснение, не являющееся подробным, в котором описываются связи и интерпретация.
Вот что было сказано: сказано слово "с божествами" хотя весь мир богов был охвачен с точки зрения высшей границы, чтобы устранить сомнение тех божеств, собравшихся там и сказавших "Мара обладает большой силой, он владыка шести миров мира страсти, правитель, способный быть врагом, презирающий Дхамму, занятый жестокими делами. неужели он не может спутать ум и т.д.", поэтому он сказал "с Марой".
К тому же, чтобы устранить их сомнение: "Брахма обладает большой силой, одним пальцем он в тысяче вселенных свет зажигает, двумя... десятью пальцами - в десяти тысячах вселенных, непревзойдённое блаженство состояния медитативной поглощённости испытывает, неужели он не может...", поэтому, он сказал "с Брахмой".
И тогда чтобы рассеять возникшее у некоторых [сомнение]: "некоторые отшельники и брахманы - враги учения, противники, обладают сильными заклинаниями и прочим, неужели они не могут", он сказал "с отшельниками и брахманами, этим поколением".
Так показав в высочайших сферах отсутствие кого-либо [кто способен], словами "с правителями и простыми людьми" Благословенный объяснил отсутствие кого-либо в оставшейся совокупности живых существ используя высший уровень - охватив божеств по соглашению [правителей] и прочих людей. Так здесь следует понимать смысл с помощью объяснения связи и интерпретации.
- Оставить комментарий
- 37 просмотров