Совокупность умственных конструкций

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 18:30

Подробно разбирается в Висуддхимагге.

Определение

Умственные конструкции - это воления в отношении предметов чувств:

4. Upādānaparipavattasuttaṃ

И что такое, монахи, умственные конструкции?
Это шесть классов волений: воление в отношении образного, воление в отношении звуков, воление в отношении вкусов, воление в отношении осязаемых предметов, воление в отношении познаваемых явлений.
Это называется умственными конструкциями.

В комментарии к МН9 к этому добавляются ещё 2 пункта, выведенные видимо путём вычитания из определения nāma в МН9 совокупностей ощущений и распознавания:

Nāmarūpavāravaṇṇanā

Воление, соприкосновение и внимание составляют совокупность умственных конструкций.
Хотя другие составляющие действительно [также] включаются в сокупность умственных конструкций, эти три обнаруживаются во всех видах умственных состояний, даже слабейших.
Вот почему совокупность умственных конструкций здесь объясняется только посредством этих трёх.

Как то, что конструирует остальные 4 совокупности:

7. Khajjanīyasuttaṃ
"Монахи, и почему вы называете их конструкторами?
Монахи, потому что они конструируют конструированные вещи, они и называются "конструкторами".
Что они конструируют в качестве конструированной вещи?
Ради тела они конструируют тело в качестве конструированной вещи, ради ощущения они конструируют ощущение в качестве конструированной вещи, ради распознавания они конструируют распознавание в качестве конструированной вещи, ради умственного конструирования они конструируют умственные конструкции в качестве конструированной вещи, ради сознания они конструируют сознание в качестве конструированной вещи.
Поскольку они конструируют конструированные вещи, они называются конструкторами.

Характеристики

Saṅkhārakkhandhakathā

Они имеют характеристику конструирования. Их функцией является накапливать. Они проявляются как вмешательство. Их производящей причиной являются три (нематериальные) совокупности.

Совокупность умственных конструкций

В Абхидхамме даётся определение совокупности тел на основе вот этого фрагмента СН 22.59 и др:

7. Anattalakkhaṇasuttaṃ

какими бы ни были умственные конструкции - прошлые, будущие, настоящие, внутренние или внешние, грубые или тонкие, низменные или возвышенные, далёкие или близкие – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

И также в абхидхамме даётся разбор каждого из пунктов (прошлые умственные конструкции и т.п.). Таким образом, в совокупность умственных конструкций входят все умственные конструкции - прошлые, будущие и др. Необразованный простолюдин присваивает умственные конструкции и отождествляется с ними как "это моё, я являюсь этим, это является мной".

В МН 28 говорится, что накопление 5 присваемых совокупностей происходит в момент восприятия предметов чувств с помощью 6 способностей чувственного восприятия.

Палийское слово saṅkhāra, использующееся для обозначения умственных конструкций также используется в обусловленном возникновении и переводится "волевые конструкции". Также у этого слова есть и другие значения, см. в словаре.