Совокупность тел

Опубликовано khantibalo от

Как одна из пяти совокупностей представляет собой физическое тело человека. В комментаторской литературе иногда понимается как всё материальное (образное). Разбирается в Висуддхимагге.

В комментарии к МН 122 слово rūpa в контексте 5 совокупностей объясняется как sarīra (тело).

Используемое для обозначения первой совокупности слово rūpa используется и в других контекстах. Многие переводчики стремятся показать это путём использования одного слова во всех контекстах, наиболее распостранённое из них - "форма". Другой важный контекст, в котором используется это слово - 12 сфер чувств, где оно используется для обозначения предметов, воспринимаемых зрением. См. в статье "зрение и образное".

Определение

7. Khajjanīyasuttaṃ

Монахи, почему его называют телом?
Монахи, на него нападают, поэтому оно зовётся телом.
Кто на него нападает?
Холод нападает, тепло нападает, голод нападает, жажда нападает, мухи нападают, комары нападают, ветер нападает, жара нападает и ползающие существа нападают.
Монахи, на него нападают, поэтому оно зовётся телом.

ББ переводит здесь ruppati как "деформирует". Словари не дают такого перевода.

В МН 28 первая совокупность однозначно указывает на тело

8. (28) Mahāhatthipadopamasuttaṃ

Так же как называется "домом" пространство, ограниченное деревом и тростником, соломой и глиной, так и мы называем "телом" пространство, ограниченное костями и сухожилиями, мышцами и кожей.

Ещё одно определение, указывающее на связь с первичными элементами:

5. Sattaṭṭhānasuttaṃ

И что такое, монахи, тело?
Четыре первичных элемента и производная от четырёх первичных элементов материя.
Это, о монахи, называется телом.
С возникновением питания возникает тело, с прекращением питания тело исчезает.
И таков благородный восьмеричный путь прекращения тела, а именно: надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума.
То, что благодаря телу появляется счастье и радость, является усладой тела.
То, что тело непостоянно, мучительно (не удовлетворяюще), подвержено изменению – является изъяном тела.
Устранение желания и страсти, прекращение желания и страсти в отношении тела является способом избавления от тела.

Первичным элементам посвящена отдельная статья. Материя из первичных элементов описывается в Висуддхимагге.

Характеристики

В рассмотрении материального в паре умственно-материальное обусловленного возникновения, в Висуддхимагге даётся следующее опреление, которое, скорее всего применимо и к совокупности тел, особенно в части характеристики

Paṭiccasamuppādakathā

Материальное (тело) имеет характеристику подверженности нападению. Его функцией является подвергаться рассеиванию. Оно проявляется как [морально] неопределённое. Его производящей причиной является сознание.

Что нападает - см. в определении. Также в разделе о совокупности тел объясняется производная материя, из которой состоит тело. В число производной материи входят органы чувств. Для глаза характеристики следующие:

Rūpakkhandhakathā

В них характеристикой органа зрения является чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию образов, или его характеристикой является чувствительность первоэлементов, произошедшая от каммы, исходящей от желания видеть. Его функцией является выхватывать объект из образов. Он проявляется как основа для зрительного сознания. Его производящей причиной являются первоэлементы, произошедшие от каммы, исходящей от желания видеть.

Для остальных органов чувств объяснение аналогично.

Свойством тела также является подверженность старению, разложению и смерти:

3. Uttarātherīvatthu

Изношено это тело, гнездо болезней, хрупкое.
Эта гнилостная груда разлагается, ведь жизнь заканчивается смертью.

Совокупность тел

Определение даётся в СН 22.82 и др.

7. Anattalakkhaṇasuttaṃ

"Таким образом, монахи, какое бы ни было тело - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

В абхидхамме даётся разбор каждого из пунктов (прошлое тело и т.п.) на основе определения тела как "4 элемента и производная от них материя" с разбором производной материи по категориям "низменная", "возвышенная" и т.п.. Таким образом, в совокупность тел входят все тела - прошлые, будущие и др. Необразованный простолюдин присваивает тело и отождествляется с ним как "это моё, я являюсь этим, это является мной".

В Петакопадесе, видимо с опорой на Абхидхамму, утверждается, что в первую совокупность входят первые 5 органов чувств и (все) воспринимаемые ими предметы:

6. Suttatthasamuccayabhūmi

Десять сфер образного (материального) - от органа зрения и образного до органа осязания (тела) и осязаемых предметов: это совокупность образного (материального).

В МН 28 говорится, что накопление 5 присваемых совокупностей происходит в момент восприятия предметов чувств с помощью 6 способностей чувственного восприятия.