Совокупность распознавания

Опубликовано khantibalo от

Распознавание - часть процесса познания предмета чувств. Одна из пяти совокупностей. Разбирается в Висуддхимагге. Также по смыслу подходит слово "различение".

Определение

7. Khajjanīyasuttaṃ

А почему оно называется "распознаванием"?
Оно распознаёт, потому и зовётся "распознаванием".
Что оно распознаёт?
Оно распознаёт синее, оно распознаёт жёлтое, оно распознаёт красное, оно распознаёт белое.
Оно распознаёт, потому и зовётся "распознаванием".

Также объяснение в следующих текстах:

5. Sattaṭṭhānasuttaṃ

Что такое, о монахи, распознавание?
Монахи, есть эти шесть видов распознавания: распознавание образного, распознавание звуков, распознавание запахов, распознавание вкусов, распознавание осязаемых предметов, распознавание познаваемых явлений.
Это, монахи, зовётся распознаванием.
От возникновения соприкосновения возникает распознавание, при прекращении соприкосновения прекращается распознавание.
Таков благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению распознавания, а именно надлежащий взгляд... надлежащая собранность ума... нет цикла, которым можно было бы их описать.

10. Dutiyadvayasuttaṃ

Монахи, у кого произошло соприкосновение, тот испытывает ощущение, обдумывает, распознаёт.

Свойства и характеристики

В "вопросах Милинды":

10. Saññālakkhaṇapañho

Царь молвил: «Почтенный Нагасена, каково свойство распознавания?»
– Свойство распознавания – узнавать признак, государь.
Вот что оно узнаёт:
«вот синее» – узнаёт, «вот желтое» – узнаёт, «вот красное» – узнаёт, «вот белое» – узнаёт, «вот розовое» – узнаёт.
Вот так, государь, свойство распознавания – узнавать признак.
– Приведи пример.
– Например, государь, царский казначей входит в казну, видит царские сокровища – синие, желтые, красные, белые, розовые – и узнаёт их.
Вот так, государь, свойство распознавания – узнавать признак.

Услада, изьян и способ освобождения - аналогично этому объяснению для тела:

5. Sattaṭṭhānasuttaṃ

То, что благодаря телу появляется счастье и радость, является усладой тела.
То, что тело непостоянно, мучительно (не удовлетворяюще), подвержено изменению – является изъяном тела.
Устранение желания и страсти, прекращение желания и страсти в отношении тела является способом избавления от тела.

Виды, причины, разнообразие и результат:

9. Nibbedhikasuttaṃ

Монахи, "нужно познать распознавание... нужно познать путь прекращения распознавания" - так было сказано.
В отношении чего это было сказано?
Монахи, есть эти шесть видов распознавания: распознавание образного, распознавание звуков, распознавание запахов, распознавание вкусов, распознавание осязаемых предметов, распознавание познаваемых явлений.
Монахи, какова причина, благодаря которой возникает распознавание?
Соприкосновение, о монахи, является причиной, благодаря которой возникает распознавание.
А в чём, о монахи, состоит разнообразие в распознавании?
Распознавание в отношении образного - это одно, распознавание в отношении звуков - это другое, распознавание в отношении запахов - это другое, распознавание в отношении вкусов - это другое, распознавание в отношении осязаемых предметов - это другое, распознавание в отношении познаваемых явлений - это другое.
Это, о монахи, называется разнообразием в распознавании.
Монахи, каков результат распознавания?
Результатом распознавания является обозначение, говорю вам.
Когда человек распознаёт, вот как он это обозначает: "я распознал то-то".
Это, о монахи, называется результатом распознавания.

Характеристика и производящая причина

Visuddhimagga / Saññākkhandhakathā

"Все распознавание имеет характеристику распознавания; её функцией является создание представления, которое служит предпосылкой последующего распознавания: "Это та же самая вещь" – как плотники и т.п. делают с деревом, и т.д.; её проявлением является порождение уверенности благодаря соответствующим образом уловленному представлению – как слепой, "видящий" слона; её производящей причиной служит любой приблизившийся объект – как распознавание "люди" возникает у молодых животных в отношении пугал."

Совокупность распознвания

Определение даётся в СН 22.82 и др.

7. Anattalakkhaṇasuttaṃ

каким бы ни было распознавание - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

В абхидхамме даётся разбор каждого из пунктов (прошлое распознавание и .п.). Таким образом, в совокупность распознаваний входят все распознавания - прошлые, будущие и др. Необразованный простолюдин присваивает распознавание и отождествляется с ним как "это моё, я являюсь этим, это является мной".

В МН 28 говорится, что накопление 5 присваемых совокупностей происходит в момент восприятия предметов чувств с помощью 6 способностей чувственного восприятия.

Искажения распознавания, очищение распознавания

Описаны в статье на нашем сайте.

Распознавание в составе других понятий

Распознавание также входит в цепь обусловленного возникновения в раздел "умственное" звена "умственно-телесное":

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

Ощущение, распознавание, воление, соприкосновение и внимание - они называются умственным. Четыре великих первоэлемента и производная от четырёх великих первоэлементов материя называется телесным.
Так это умственное и это телесное является тем, что, друзья, зовётся умственно-телесным.

Несколько видов распознавания также входят в формулу вхождения в сферу безграничного пространства:

Aṭṭha vimokkhā

Полностью выйдя за пределы распознавания материи, избавившись от распознавания раздражения, не обращая внимания на распознавание многообразия, думая "пространство безгранично" он входит и пребывает в сфере безграничного пространства, – таково четвертое освобождение.

Направление распознавания как вид духовной практики

В АН 10.60 описывается 10 распознаваний, обладающих целительным эффектом:

10. Girimānandasuttaṃ

"Ананда, если ты сам пойдёшь к монаху Гиримананде и расскажешь ему о десяти распознаваниях, то, возможно, когда монах Гиримананда выслушает о десяти распознаваниях - его недуг отступит.
Каковы эти десять?
Распознавание непостоянства, распознавание не являющегося мной, распознавание непривлекательности, распознавание недостатков, распознавание отбрасывания, распознавание затухания, распознавание прекращения, распознавание разочарования во всём мире, распознавание нежеланности всего конструированного, памятование о вдохе и выдохе.

Первые семь из них также повторяются во многих суттах.

Польза распознавания непостоянства

10. Aniccasaññāsuttaṃ

Каким же образом, о монахи, распознавание непостоянства, когда его развивают и часто практикуют устраняет всю чувственную страсть... упраздняет всё самомнение "я есть"?
"Таково тело, таково возникновение тела, таково исчезновение тела, таково ощущение... таково распознавание... таковы умственные конструкции... таково сознание, таково возникновение сознания, таково исчезновение сознания". Таким образом, о монахи, распознавание непостоянства, когда его развивают и часто практикуют, устраняет всю чувственную страсть, устраняет всю страсть к материальному, устраняет всю страсть к бытию, устраняет всё неведение, упраздняет всё самомнение "я есть".

Объяснение дост. Гунаратаны (конспект)

Согласно определению распознавание осуществляет классификацию воспринимаемого объекта. Если взять для примера зрительный образ, то когда способность зрения улавливает образ, возникает зрительное сознание. Благодаря образу, способности зрения и сознанию происходит соприкосновение, которое обуславливает ощущение (одного из трёх видов) и распознавание. Процесс распознавания соотносит увиденное с тем, что мы видели раньше, и классифицирует его как такой-то предмет такого-то цвета. На базе этой классификации возникают умственные конструкции в виде мыслей "нравится - не нравится" и побуждений "хочу - не хочу".

Такой же процесс происходит в отношении информации из остальных способностей чувственного восприятия.

Общество тренирует наши механизмы распознавания, чтобы мы распознавали впечатления нужным ему образом: шедевры как шедевры, прекрасное как прекрасное, некрасивое и безвкусное как таковое. Наши оценки могут также меняться со временем. Но на самом деле распознаваемые атрибуты изначально воспринимаемым предметам не присущи и это выясняется при пристальном внимании.

Повседневная жизнь порождает в нас огромное количество концепций. Разрастание концепций (А.В. Парибок - пространность - papañca) сбивает с толку нашу способность к распознаванию. Эти концепции окрашивают наши оценки и ухудшают способность видеть ясно то, с чем мы имеем дело. В качестве примера можно привести то, как мы оцениваем внешность человека по характеристикам его отдельных черт. Наша оценка будет зависеть от прежде сохранённых в уме концепций. В реальности же отдельные черты и человек в целом ни красивы и ни уродливы.

Согласно учению Будды всем явлениям изначально присущи только эти три характеристики: изменчивость, неудовлетворённость (страдание) и безличность.

 

В последнем издании "вопросов Милинды" А.В. Парибок переводит saññā как "предметное сознание".