Общее о 5 совокупностях

Опубликовано khantibalo от

Совокупность включает в себя все предметы данного вида, например для тела:

7. Anattalakkhaṇasuttaṃ

"Таким образом, монахи, какое бы ни было тело - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

Эта формула для каждой совокупности разбирается в Абхидхамме.

Тема пяти совокупностей подробно разбирается в 14 главе Висудддхимагги.

5 совокупностей являются тем, к чему необразованный простолюдин привязан как собака, привязанная к столбу за поводок:

8. Dutiyagaddulabaddhasuttaṃ

"Монахи, у этой сансары нет различимого начала.
Не распознаётся начальная точка скитающихся и блуждающих существ, сдерживаемых неведением и связанных жаждой.
Это подобно собаке на привязи, другой конец который привязан к крепкому столбу или колу.
Если она ходит, то она ходит рядом с этим столбом или колом. Если она стоит, она стоит рядом с этим столбом или колом. Если она сидит, она сидит рядом с тем столбом или колом. Если она лежит, то она лежит рядом с этим столбом или колом.
Точно так же, о монахи, необученный простолюдин считает в отношении тела: "это моё, я являюсь этим, это является мной".
В отношении ощущения... раcпознавания... умственных конструкций... сознания он считает "это моё, я являюсь этим, это является мной".
Если он ходит, то он ходит рядом с этими пятью совокупностями. Если он стоит, он стоит рядом с этими пятью совокупностями. Если он сидит, он сидит рядом с этими пятью совокупностями. Если он лежит, он лежит рядом с этими пятью совокупностями.
Поэтому, о монахи, следует часто рефлексировать о своём уме: "уже долгое время этот ум загрязнён страстью, отвращением и неведением".
Существа, о монахи, загрязняются загрязнениями ума и очищаются очищением ума.

В МН 28 описывается как образуются 5 совокупностей:

8. (28) Mahāhatthipadopamasuttaṃ

Но когда зрение внутренне не нарушено, внешнее образное приходит в его поле, есть соответствующее вовлечение,
тогда есть проявление соответствующей части сознания.
Тело, в котором это произошло, входит в присваиваемую совокупность тел. Ощущение, в котором это произошло, входит в присваиваемую совокупность ощущений. Распознавание, в котором это произошло, включается в присваиваемую совокупность распознавания. Умственные конструкции, в котором это произошло, включаются в присваиваемую совокупность умственных конструкций. Сознание, в котором это произошло, включается в присваиваемую совокупность сознания.
Он понимает так: "Ведь вот как получается включение, собирание и накопление вещей в эти пять присваеваемых совокупностей.

Остальные 5 сфер чувств образуют 5 совокупностей аналогичным образом.

Привязанность к пяти совокупностям

Необразованный простолюдин испытывает привязанность к пяти совокупностям, которая соответствует желанию и страсти по отношению к ним:

10. Puṇṇamasuttaṃ

"Но досточтимый, в чём коренятся эти пять совокупностей, являющихся предметом привязанности?"
"О монах, эти пять совокупностей, являющихся предметом привязанности, коренятся в желании"... "О досточтимый, является ли эта привязанность тем же самым, что и пять совокупностей, являющихся предметом привязанности, или же привязанность отлична от пяти совокупностей, являющихся предметом привязанности?"
"О монах, эта привязанность не является тем же самым, что и пять совокупностей, являющихся предметом привязанности, и также привязанность не отлична от пяти совокупностей, являющихся предметом привязанности. Но желание и страсть по отношению к ним и есть здесь привязанность."

В СН 22.2 Будда объясняет, что устранение того самого желания и страсти к пяти совокупностям необходимо из-за того, что если их не устранить, то при изменении совокупностей будут возникать негативные реакции: печаль, плач и прочее. Невозникновение негативных реакции является пользой устранения желания и страсти к ним.

Привязанность к пяти совокупностям можно устранить через распознавание непостоянства (АН 10.60).

Самоотождествление и присвоение пяти совокупностей

7. Upādāparitassanāsuttaṃ

"И как же, монахи, происходит беспокойство из-за присвоения?
Здесь, монахи, необученный простолюдин, которому нет дела до благородных, неосвоивший Дхамму благородных, необузданный Дхаммой благородных, которому нет дела до праведных людей, неосвоивший Дхамму праведных людей, необузданный Дхаммой праведных людей, считает тело собой или себя обладающим телом или тело в себе или себя в теле.
Это его тело меняется и становится другим.
С изменением тела и становлением его другим, его сознание становится озабоченным изменением тела.
Беспокойство и возникновение образов поведения, порождённых озабоченностью изменением тела, завладевая его умом остаются.
Из-за завладевания его умом, он испуган, испытывает досаду и тревогу, из-за присвоения он беспокоится.

Аналогичное объяснение даётся для остальных совокупностей.

3. Yamakasuttaṃ

Он вовлекается в тело, присваивает тело и занимает позицию "это является мной".
Он вовлекается в ощущение... распознавание... умственные конструкции... сознание, присваивает ощущение... сознание и занимает позицию "это является мной".

Самоотождествление и присвоение пяти совокупностей можно устранить путём постижения их безличности (СН 22.59).