Общее о 5 совокупностях

Опубликовано khantibalo от 7 марта, 2021 - 19:43

Тема пяти совокупностей подробно разбирается в 14 главе Висудддхимагги.

5 совокупностей являются тем, к чему необразованный простолюдин привязан как собака, привязанная к столбу за поводок:

8. Dutiyagaddulabaddhasuttaṃ

"Монахи, у этой сансары нет различимого начала.
Не распознаётся начальная точка скитающихся и блуждающих существ, сдерживаемых неведением и связанных жаждой.
Это подобно собаке на привязи, другой конец который привязан к крепкому столбу или колу.
Если она ходит, то она ходит рядом с этим столбом или колом. Если она стоит, она стоит рядом с этим столбом или колом. Если она сидит, она сидит рядом с тем столбом или колом. Если она лежит, то она лежит рядом с этим столбом или колом.
Точно так же, о монахи, необученный простолюдин считает в отношении тела: "это моё, я являюсь этим, это является мной".
В отношении ощущения... раcпознавания... умственных конструкций... сознания он считает "это моё, я являюсь этим, это является мной".
Если он ходит, то он ходит рядом с этими пятью совокупностями. Если он стоит, он стоит рядом с этими пятью совокупностями. Если он сидит, он сидит рядом с этими пятью совокупностями. Если он лежит, он лежит рядом с этими пятью совокупностями.
Поэтому, о монахи, следует часто рефлексировать о своём уме: "уже долгое время этот ум загрязнён страстью, отвращением и неведением".
Существа, о монахи, загрязняются загрязнениями ума и очищаются очищением ума.

В МН 28 описывается как образуются 5 совокупностей:

8. (28) Mahāhatthipadopamasuttaṃ

Но когда зрение внутренне не нарушено, внешнее образное приходит в его поле, есть соответствующее вовлечение,
тогда есть проявление соответствующей части сознания.
Тело, в котором это произошло, входит в присваиваемую совокупность тел. Ощущение, в котором это произошло, входит в присваиваемую совокупность ощущений. Распознавание, в котором это произошло, включается в присваиваемую совокупность распознавания. Умственные конструкции, в котором это произошло, включаются в присваиваемую совокупность умственных конструкций. Сознание, в котором это произошло, включается в присваиваемую совокупность сознания.
Он понимает так: "Ведь вот как получается включение, собирание и накопление вещей в эти пять присваеваемых совокупностей.

Остальные 5 сфер чувств образуют 5 совокупностей аналогичным образом.

Пристрастие к пяти совокупностям

Необразованный простолюдин испытывает пристрастие к пяти совокупностям, которая соответствует желанию и страсти по отношению к ним:

10. Puṇṇamasuttaṃ

"Но досточтимый, в чём коренятся эти пять присваиваемых совокупностей?"
"О монах, эти пять присваиваемых совокупностей коренятся в желании"... "О досточтимый, является ли это присвоение тем же самым, что и пять присваиваемых совокупностей, или же присвоение отлично от пяти присваиваемых совокупностей?"
"О монах, это присвоение не является тем же самым, что и пять присваиваемых совокупностей, и также присвоение не отлично от пяти присваиваемых совокупностей. Но желание и страсть по отношению к ним и есть здесь присвоение."

В СН 22.2 Будда объясняет, что устранение того самого желания и страсти к пяти совокупностям необходимо из-за того, что если их не устранить, то при изменении совокупностей будут возникать негативные реакции: печаль, плач и прочее. Невозникновение негативных реакции является пользой устранения желания и страсти к ним.

Тягу (желание и страсть) к пяти совокупностям можно устранить через распознавание непостоянства (АН 10.60).

Самоотождествление и присвоение пяти совокупностей

7. Upādāparitassanāsuttaṃ

"И как же, монахи, происходит беспокойство из-за присвоения?
Здесь, монахи, необученный простолюдин, которому нет дела до благородных, неосвоивший Дхамму благородных, необузданный Дхаммой благородных, которому нет дела до достойных людей, неосвоивший Дхамму достойных людей, необузданный Дхаммой достойных людей, считает тело собой или себя обладающим телом или тело в себе или себя в теле.
Это его тело меняется и становится другим.
С изменением тела и становлением его другим, его сознание становится озабоченным изменением тела.
Беспокойство и возникновение образов поведения, порождённых озабоченностью изменением тела, завладевая его умом остаются.
Из-за завладевания его умом, он испуган, испытывает досаду и тревогу, из-за присвоения он беспокоится.

Аналогичное объяснение даётся для остальных совокупностей.

3. Yamakasuttaṃ

Он вовлекается в тело, присваивает тело и занимает позицию "это является мной".
Он вовлекается в ощущение... распознавание... умственные конструкции... сознание, присваивает ощущение... сознание и занимает позицию "это является мной".

Самоотождествление и присвоение пяти совокупностей можно устранить путём постижения их безличности (СН 22.59).