Общее о 5 совокупностях

Опубликовано khantibalo от 7 марта, 2021 - 19:43

Тема пяти совокупностей подробно разбирается в 14 главе Висудддхимагги.

5 совокупностей являются тем, к чему необразованный простолюдин привязан как собака, привязанная к столбу за поводок:

8. Dutiyagaddulabaddhasuttaṃ

"Монахи, у этой сансары нет различимого начала.
Невозможно постичь начало скитающихся и блуждающих существ, сдерживаемых неведением и связанных жаждой.
Это подобно собаке на привязи, другой конец который привязан к крепкому столбу или колу.
Если она ходит, то она ходит рядом с этим столбом или колом. Если она стоит, она стоит рядом с этим столбом или колом. Если она сидит, она сидит рядом с тем столбом или колом. Если она лежит, то она лежит рядом с этим столбом или колом.
Точно так же, о монахи, необученный простолюдин считает в отношении тела: "это моё, я являюсь этим, это является мной".
В отношении ощущения... раcпознавания... умственных конструкций... сознания он считает "это моё, я являюсь этим, это является мной".
Если он ходит, то он ходит рядом с этими пятью совокупностями. Если он стоит, он стоит рядом с этими пятью совокупностями. Если он сидит, он сидит рядом с этими пятью совокупностями. Если он лежит, он лежит рядом с этими пятью совокупностями.
Поэтому, о монахи, следует часто размышлять о своём уме: "уже долгое время этот ум загрязнён страстью, отвращением и неведением".
Существа, о монахи, загрязняются загрязнениями ума и очищаются очищением ума.

В СН 22.2 Будда объясняет, что устранение желания и страсти к пяти совокупностям необходимо из-за того, что если их не устранить, то при изменении совокупностей будут возникать негативные реакции: печаль, плач и прочее. Невозникновение негативных реакции является пользой устранения желания и страсти к ним.

В МН 28 описывается как образуются 5 совокупностей:

8. (28) Mahāhatthipadopamasuttaṃ

Но когда зрение внутренне не нарушено, внешнее образное приходит в его поле, есть соответствующее вовлечение,
тогда есть проявление соответствующей части сознания.
Тело, в котором это произошло, входит в присваиваемую совокупность тел. Ощущение, в котором это произошло, входит в присваиваемую совокупность ощущений. Распознавание, в котором это произошло, включается в присваиваемую совокупность распознавания. Умственные конструкции, в котором это произошло, включаются в присваиваемую совокупность умственных конструкций. Сознание, в котором это произошло, включается в присваиваемую совокупность сознания.
Он понимает так: "Ведь вот как получается включение, собирание и накопление вещей в эти пять присваеваемых совокупностей.

Остальные 5 сфер чувств образуют 5 совокупностей аналогичным образом.