Монашеское одеяние

Опубликовано khantibalo от

Это одежда, которую носят все последователи Будды, оставившие мирскую жизнь. Член монашеского ордена должен быть одет в сдержанную одежду согласно установленным Буддой правилам. При вступлении в орден кандидат уже должен иметь комплект одежд. В процессе приёма кандидата одевают и знакомят с частями одеяния и объясняют одеяние как 1 из "четырёх опор":

cattāro nissayā cattāri ca akaraṇīyāni

Этот уход [в бездомную жизнь] имеет в качестве опоры для существования одежды из лохмотьев; для остальной части вашей жизни вы должны стараться использовать [эту опору].
Вот дополнительные допущения: [одежды из] льна, хлопка, шёлка, шерсти, конопли, смеси из упомянутых.

Обязательный комплект

  1. antaravāsaka - юбка, закрывает нижнюю часть тела. Крепится поясом. Однослойная.
  2. uttarāsaṅga - верхняя часть, закрывает верхнюю часть тела. Однослойная.
  3. saṅghāṭi - двухслойная плащ-накидка (разрешена только полноправным монахам)

Необязательные элементы

aṅsa - одевается на туловище под uttarāsaṅga. обычно содержит карманы.

Носить одежду мирян запрещено.

Принцип ношения

В общественном месте на монахе должна быть надета юбка и верхняя часть. На территории монастыря монах должен привести верхнюю часть одежды в положение, когда правое плечо открыто. Покидая территорию монастыря он должен привести её в состояние, когда оба плеча закрыты. Плащ-накидка может быть помещена через плечо и закреплена дополнительным поясом. При входе в населённый пункт юбка обязательно должна быть закреплена поясом.

Общее пользование

Монаху разрешается иметь только 1 комплект одежды. Однако он может иметь ещё один комплект в общем пользовании с другим монахом.

Принцип использования

Paṭisevanā pahātabbāsavā

Здесь монах, основательно рефлексируя, использует монашеское одеяние только для того, чтобы противостоять холоду, противостоять жаре, противостоять нападениям оводов, мух, влиянию ветра, солнца и ползающих существ, просто чтобы скрыть части тела, вызывающие стыд.

В Висуддхимагге говорится, что основательная рефлексия состоит в пересмотре, который выражается словами "чтобы противостоять холоду" и прочими. Цель использования состоит только в том, что перечислено в формуле: "чтобы противостоять холоду" и т.д. и не большее, чем это.

Будда разрешил монашеское одеяние потому что когда тело страдает от холода и прочего, ум рассеивается и невозможно прилагать основательное усилие. При этом сокрытие частей тела, вызывающих стыд, является постоянным предназначением, остальные являются периодическим предназначением.

Прочее об одеяниях

Разрешены следующие материалы для одежд: лён, хлопок, шёлк, шерсть, джут или пенька.

Запрещены одеяния белого цвета, синего, зелёного, полностью жёлтого и ряд других. В реальности это оставляет коричневый цвет и его оттенки.

Ткань для одежд приобретается путём поиска, в том числе на кладбище, и также путём принятия ткани в дар от мирян. Если ткань не надлежащего цвета, её следует окрасить, для этого перечислен список естественных красителей. Разрешены предметы для окрашивания одеяний: тазик, сосуд для краски и прочее.

В настоящее время одеяние зачастую изготавливается фабрично и подносится мирянами уже в готовом для ношения виде. Одежду могут оставлять в лесу, вешая на деревья, где монахи могут "найти" её.

Для изготовления одежд разрешается использование деревянной рамы (катхина). Разрешены иголки, нитки, напёрстки и нож. Эти же предметы используются для починки одежд. В настоящее время используются швейные машины.

Как минимум одна из трёх частей монашеского одеяния должна быть сшита из кусков. Края одеяния должны быть подшиты. Разрешается использовать застёжки, чтобы одежда не спадала.

Одежду можно стирать, но для этого запрещено использовать ароматизированные средства.

Другие принадлежности из ткани

Разрешены следующие принадлежности: простыня, носовой платок, [прочие] принадлежности из ткани, сумки для лекарств, сандалий, напёрстков и т.п. со шнурком, связывающим горлышко для переноса, ткань для перевязки и ремешки для колен. Кроме них разрешён пояс, он обязателен в насёлённой местности.

Как монахи во времена Будды обращались с изношенными одеяниями

3. Brahmadaṇḍakathā

Тогда правитель Удена пришёл к почтенному Ананде. Придя он обменялся с ним дружественными приветствиями.
Обменявшись приветствиями в дружественной и уважительной манере он сел в одной стороне.
Сидя в одной стороне правитель Удена так сказал почтенному Ананде: "Любезный Ананда, приходили ли сюда мои наложницы?"
"О великий правитель, сюда приходили ваши наложницы"
"Разве они ничего не подали любезному Ананде?"
"Они подарили мне пятьсот нижних одеяний, о великий правитель"
"Но что почтенный Ананда будет делать с таким большим количеством одеяний?"
"О великий правитель, я поделюсь ими с теми монахами, чьи одеяния изношены"
"Но любезный Ананда, что ты будешь делать со старыми одеяниями?"
"О великий правитель, мы сделаем из них верхние покрывала"
"Но любезный Ананда, что ты будешь делать со старыми верхними покрывалами?"
"О великий правитель, мы сделаем их них покрывала для матрасов"
"Но любезный Ананда, что ты будешь делать со старыми покрывалами для матрасов?"
"О великий правитель, мы сделаем из них покрывала для пола"
"Но любезный Ананда, что ты будешь делать со старыми покрывалами для пола?"
"О великий правитель, мы сделаем из них тряпки для вытирания ног"
"Но любезный Ананда, что ты будешь делать со старыми тряпками для вытирания ног"
"О великий правитель, мы сделаем из них тряпки для уборки пыли"
"Но любезный Ананда, что ты будешь делать со старыми тряпками для вытирания пыли?"
"О великий правитель, разорвав их на лоскуты, пропитав их глиной мы будем смазывать пол"
Тогда правитель Удена подумал: "Эти отшельники, сыны Сакьев, всё используют основательно и не дают вещам пропадать впустую" и подарил почтенному Ананде ещё 500 тканей.
Это было впервые, когда почтенному Ананде перепала тысяча одеяний в качестве подношения одеяний.

См. также

Монашеская одежда

Принадлежности из ткани

Мирянам о монашеской дисциплине, вопрос 1