Пища

Опубликовано khantibalo от 7 сентября, 2020 - 20:38

Все оставившие мирскую жизнь последователи Будды добывают пищу путём сбора подаяния. Она заключается в обходе домов с сосудом для подаяния.Монах также вправе принимать приглашения от мирян на принятие пищи в их доме. В этом случае он может принимать пищу из тарелок.

Сразу же после приёма в монашескую общину новоиспечённого монаха инструктируют об этой опоре:

cattāro nissayā cattāri ca akaraṇīyāni

Это оставление мирской жизни имеет в качестве опоры для существования комки пищи, полученной как подаяние; для оставшейся части вашей жизни вы должны стараться использовать [эту опору].
Вот дополнительные допущения: еда данная для [всей] сангхи, еда для указанного [монаха], [еда по] приглашению, [еда] по жребию, [еда данная] раз в 2 недели на день Упосатхи, еда на следующий день после полнолуния или новолуния.

С приёмом пищи связаны 5 из 13 аскетических практик, которые монах может при желании принять.

В правилах монашеской дисциплины принята следующая классификация еды: основная еда (обычно рис), неосновная еда (приправы, овощи и т.п.), фруктовые соки. Фруктовые соки разрешается хранить сутки, остальную еду - только до полудня.

Принцип использования

Paṭisevanā pahātabbāsavā

Основательно рефлексируя, он использует полученную как подаяние еду не для развлечения, не для опьянения, не для того, чтобы поправиться, не для внешней привлекательности, но только для выживания и продолжения существования этого тела, для устранения неудобства, для поддержания возвышенного образа жизни, думая: "Так я уничтожу старые ощущения [голода] и не создам новых ощущений [от переедания], так я буду поддерживать себя, не заслуживая порицания и жить легко".

Объяснения отдельных фрагментов следующие:

  1. "не для развлечения" означает не принимать пищу для развлечения как деревенские дети и прочие
  2. "не для опьянения" означает не принимать пищу для опьянения мужественностью и силой как борцы, боксёры и прочие
  3. "чтобы поправиться" означает не принимать пищу чтобы поправиться как наложницы и куртизанки для пухлости частей тела
  4. "для внешней привлекательности" означает не принимать пищу для внешней привлекательности как актёры, танцоры и прочие делают для цвета кожи и внешнего вида.

Эта четвёрка показывает отказ от неосновательной практики и стремления к чувственным удовольствиям.

Монах принимает пищу, чтобы это тело из 4 первоэлементов могло долго существовать, в этом он похож на человека, устанавливающего подпорки для старого дома или извозчика, который смазывает оси. С помощью принятия пищи он устраняет страдания, которые приносит голод, аналогично лечению болезни с помощью лекарства. Для практики тройного обучения требуется телесная сила, её монах приобретает благодаря принятию пищи, к которой он должен относиться лишь как к средству осуществления конечной цели. Этому приводится несколько примеров, в том числе знаменитая СН 12.63  - эта же история в комментарии к МН 9. Устраняя страдания голода монах должен следить, чтобы принятие пищи не вызвало новых страданий от переедания.

Благодаря умеренности в еде монах поддерживает жизнь (здоровье), потому что способность жить не будет прервана. Благодаря той же самой умеренности в еде ему будет жить легко (комфортно), а благодаря избеганию ненадлежащего поиска, а также отсутствия недостатков лени и сонливости он не будет заслуживать порицания. Конкретный совет по умеренному приёму пищи даётся в Тхерагатхе:

Paccayasannissitasīlaṃ

"Когда можно съесть ещё 4-5 комков, пусть он на этом закончит и попьёт воды
для нужд усердного монаха этого должно быть достаточно для комфортной жизни"

Основные правила

  1. Монах вправе выходить на сбор подаяния, когда на улице достаточно светло, что видны линии на руке
  2. На монахе должен быть надет полный комплект одежды
  3. Монах должен иметь при себе сосуд для подаяния
  4. Сосуд для подаяния должен быть предварительно вымыт
  5. Монах не должен просить (исключение делается если он болен)
  6. Во время принятия даров пищи монах не должен смотреть на дарителя
  7. Приём пищи должен быть закончен до астрономического полудня
  8. Монах не должен хранить еду. Вся еда должна быть съедена, отдана другим людям или выброшена (если это невозможно)
  9. Если монахам подносят еду в доме мирянина или на другом подобном собрании, еда подносится в порядке старшинства, т.е. количества сезонов дождей, проведённых монахами: сначала старшему, потом младшему.

См также

Порядки и принципы поведения