Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:02
<<Назад
Из книги дост. Ариесако
Оглавление Далее>>
Классы правил
Перевод Таблица Оригинал
Монашеские правила - руководство для мирян

Вопросы начинающих

Вопрос 1: "Зачем монах носит монашескую одежду? Почему одежда некоторых монахов коричневого цвета, а у других - желтовато-коричневого?

Ответ: Смысл ношения монашеской одежды изложен Буддой в следующей теме для размышления:

"Вдумчиво размышляя, я ношу монашескую одежду только для того, чтобы противостоять холоду, противостоять жаре, противостоять нападениям мух, комаров, влиянию ветра, жары и ползающих существ, просто чтобы скрыть части тела, вызывающие стыд."

Саббасава сутта - МН2
2500 лет назад, во времена Будды, одежду делали без использования сложных механизмов. (Хотя в текстах упоминаются деревянные рамы для шитья, которые монахи использовали в период изготовления одежд (Kaṭhina)) Поэтому крой монашеской одежды очень простой, благодаря чему её можно делать из кусков ткани, ведь зачастую использовались выброшенные лохмотья, которые перед этим стирали и окрашивали.

Эта "жёлтое одеяние" считается знаменем Араханта и символом буддизма. Для обычных [т.е. ещё не достигших архатства] монахов традиции Тхеравада особой честью является право ношения такой одежды, продолжая традицию и практикуя, дабы быть достойным её. Существуют правила, касающиеся размера одежды, цвета, правил шитья, типа ткани и т.п., а также способов, которыми монах может получить её.

Цвет монашеских одеяний зависит от типа красителя. До недавних пор использовался натуральный растительный краситель, получавшийся из корней или деревьев, растущих в джунглях. (Например, мы в северо-восточном Таиланде использовали сердцевину дерева "джекфрут") В настоящее время всё чаще используются искусственные красители, иногда дающие более яркий оранжевый цвет, который можно увидеть на одежде монахов в Бангкоке.

Буддисты-миряне носят одежду белого цвета, что выражает их приверженность этическим правилам, обычно это "восемь правил" в соответствующие дни (Упосатха). (Также послушники (anagarika) носят белые одежды перед тем, как вступить в монашескую общину)

Вопрос 2: "Почему монахи едят из сосуда для подаяния? Могут ли миряне подавать монахам суп в обычных тарелках? Могут ли они подносить фрукты или десерт на тарелках, вместо того чтобы класть их в сосуд для подаяния?"

Ответ: Тема для размышления о получении и употреблении пищи дана Буддой в следующем фрагменте:

Вдумчиво размышляя, я употребляю пищу, полученную как подаяние, не для веселья, не для удовольствия, не для того, чтобы поправиться, не для украшения тела [мышцами], но только для выживания и продолжения существования этого тела, для устранения его страданий, для поддержания святой жизни. Думая "Так я уничтожу старые чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Так я буду поддерживать жизнь, не заслуживая порицания и пребывая в благополучии."

Саббасава сутта
Сосуд для подаяния является ещё одним практическим символом буддизма, и, наряду с одеянием, считается обязательной принадлежностью монаха. Хотя при вступлении в общину каждому монаху выдаётся сосуд для подаяния и комплект одежды, не все они ходят за подаянием и лишь меньшинство - обычно это лесные монахи - принимают пищу из сосуда, сидя на полу. Комментарий Поэтому многие монахи едят из тарелок и блюд, некоторые из них принимают пищу сидя на полу у небольшого столика, а остальные у обычного стола западного типа. Можно без всякого стеснения спрашивать у монаха, какому принципу принятия пищи он следует, и подавать ему еду в соответствии с ним.

Лесные монахи, следующие аскетическим практикам (dhutaṅga), относятся к принятию пищи более строго, используя только один сосуд. Это упрощает жизнь и напоминает монаху, что, хотя пища необходима для здоровья тела, он не обязан предаваться захваченности вкусами. (Также это экономит время на мытьё посуды.)

Вопрос 3: "Почему монахи живут в лесу?"

Ответ: Во времена Будды большая часть территории Индии была покрыта лесами и рощами и именно там бродячие отшельники различных религий занимались своей практикой. Будда говорил о "подножии дерева" как об основном жилище для монахов, и об этом до сих напоминают каждому новому монаху при вступлении в общину. Позже появились и стали развиваться монастыри, благодаря чему произошло смещение в сторону более оседлой жизни. В основной своей части только "лесные монахи" сейчас проживают в лесу, где достаточно тихо и обстановка способствует медитации. Гораздо больше монахов проживают в деревенском монастыре или они отправляются в городской монастырь для изучения писаний.

О принципах монашеского жилища, в лесу или в городе, Будда сказал следующее:

"Вдумчиво размышляя, я использую жильё только для того, чтобы, противостоять холоду, противостоять теплу, противостоять нападениям мух, комаров, влиянию ветра, жары и ползающих существ, просто для защиты от суровости погоды и для пребывания в уединении."

Саббасава сутта

Вопрос 4: "Как человек, желающий стать монахом, может узнать, где берётся монашеская одежда, сосуд для подаяния и прочее?"
Вопрос 5: "Какова процедура вступления человека в монашескую общину?"
Вопрос 6: "Как человек, желающий обеспечить недавно вступившего в общину мужчину или женщину монашескими принадлежностями, может узнать как и что?"
Вопрос 7: "Как учитель оценивает и принимает решение о готовности человека к вступлению в общину?"

Ответ: На самом деле достать одежду и сосуд для подаяния не является особой проблемой, если инструктор (upajjhāya) согласен принять кандидата под своё покровительство. Инструктор знает, где можно достать необходимые вещи. Вопрос скорее состоит в качествах, необходимых для вступления в монашескую общину. Если кандидат имеет должное намерение и отсутствуют препятствующие факторы, он должен найти старшего монаха, который подскажет ему места, где возможно пройти соответствующий ритуал, и возможно даже порекомендует его инструктору. Если кандидат живёт в небуддийской стране, он может отправить письмо с запросом информации в ту страну, где желает проживать. Монахи часто путешествуют и читают лекции по всему миру и они, как правило, будут очень рады направить вас в нужном направлении.

В некоторых общинах есть период "послушания", длящийся год (или два), во время которого кандидат должен носить белые одежды послушника, после чего его могут принять в общину как неполноправного (саманера) или полноправного монаха (бхиккху). Если община согласна принять кандидата в свои ряды, должны быть приготовлены все принадлежности. (В некоторых монастырях кандидату предоставляется ткань, но он должен научиться шить одежду сам.)

То же самое и в отношении мирянина, желающего поднести новому монаху нужные ему вещи: лучше всего спросить старшего монаха, который объяснит и поможет. В некоторых буддийских странах даже есть специальные магазины, где продаётся всё необходимое, но подходит ли данный способ приобретения монашеских предметов, зависит от монастыря, в котором происходит церемония.

Вопрос 8: "Каким образом происходит вступление женщины в общину монахинь? Правда ли, что принять её в общину может только полноправная монахиня (бхиккхуни)?"

Ответ: В традиции Тхеравада больше не существует официально признанного женского монашества в его первоначальной форме. Для женщин есть другие способы, которые точно так же подразумевают "оставление мирской жизни" с соблюдением восьми или десяти правил (в последнем случае этих женщин называют dasasīla mātā). Трудно найти для этого подходящее место, но в нескольких общинах прилагаются усилия по созданию мест для практики такими женщинами учения Будды. (Напр. буддийский монастырь Амаравати в Великобритании).

Вопрос 9: "Могут ли миряне договориться с монахами о доставке им пищи в монастырь во время дождливых дней, избавляя их от необходимости ходить за подаянием в таких условиях?"

Ответ: Некоторые монахи следуют ежедневному хождению за подаянием как особой аскетической практике (dhutaṅga) и, как правило, всегда будут ходить. Многие другие монахи будут рады, если пищу принесут в место их проживания. Спросите или понаблюдайте за тем, какому принципу они следуют. Нет ничего плохого в предложении принести пищу, поскольку, если монах предпочитает сам ходить за подаянием, он может объяснить вам это.

Вопрос 10: "Определено ли максимальное и минимальное количество слоёв одежды, которую может носить монах? Изменяется ли это правило в зависимости от погоды?"

Ответ: Минимальное требование состоит в том, что монаху следует быть должным образом облачённым в сдержанную одежду, особенно в общественных местах. Во время холодного времени года в Индии Будда разрешил ношение двухслойной накидки (saṅghāti), а в ещё более холодном климате с помощью "великих стандартов" можно счесть разрешёнными дополнительные слои. В странах, где есть угроза переохлаждения, использование дополнительных слоёв выглядит оправданным, особенно если это позволяет сэкономить на отоплении и медицинской помощи. (Принцип, по которому монах должен жить как можно более экономно, является главным в монашеской дисциплине.) Однако в целом считается очень важным, чтобы традиционные одежды продолжали оставаться повседневными и "дополнительные слои" не скрывали этого.

Вопрос 11: "Допустимо ли монаху просить какие-либо основные принадлежности, такие как еда, питьё, лекарства, жилище, одеяла или разумную помощь с транспортом по причине слабости или состояния здоровья? Как следует обращаться к монаху или монахине, если мирянин хочет поднести им что-либо?"

Ответ: Существуют строго определённые условия, при нахождении в которых монах имеет право просить помощи. Такими условиями является болезнь или опасное положение монаха, а также когда ему официально предложили помощь.

Вопрос 12: "Допустимо ли подносить монахам или монахиням их основные принадлежности без предварительной договорённости?

Ответ: Да, щедрость является добродетелью, которую Будда широко восхвалял и часто упоминал первой. Она идёт вразрез с общепринятым современным взглядом, что "получать лучше, чем отдавать" и ведёт к удовлетворённости и спокойствию, способному привести к глубоким уровням медитации и мудрости. Поэтому, если совершение подношения приносит вам радость, вы можете делать его без предварительной договорённости. Однако дар должен совершаться с мудростью, в том смысле, чтобы даваемая вещь была полезна получателю, а сам дар был в пределах возможностей семьи дарителя.

Вопрос 13: "Зачем мы кланяемся монахам/монахиням и статуе Будды?"

Ответ: Носимые монахами жёлтые одежды, наряду со статуей Будды, являются символом и напоминанием о Трёх Драгоценностях. Следовательно, на самом деле человек склоняется перед Буддой, Дхаммой и Сангхой, а не перед человеком или статуей. В поклоне есть два аспекта - действие телом и действие умом. Если человек кланяется, потому что это даёт возможность продемонстрировать его приверженность Трём Драгоценностям, потому что он считает это должным поступком и потому что это приводит ум к успокоению, то данный акт принесёт пользу. Если человек кланяется без причины или лишь из-за того, что считает себя обязанным делать это ради создания образа, то данный жест можно счесть пустым. (Хотя даже в этом случае может возрастать признательность [Трём Драгоценностям].)

Когда я совершаю три поклона статуе Будды или старшим монахам, я мысленно произношу "Buddho", затем "Dhammo" и затем "Saṅgho", а также поддерживаю осознавание положения тела по мере того, как оно склоняется и голова касается пола. Однако в западных странах это часто ошибочно понимается и может быть распространённой причиной неловкости. Люди сами должны решать, что уместно в каждом конкретном случае.

Вопрос 14: "Допустимо ли выражать почтение монахам жестом уважения, сложив руки у груди, или нужно обязательно кланяться им, выказывая тем самым больше уважения?"

Ответ: Почтение следует выражать от сердца и тем способом, который вы считаете наиболее подходящим, памятуя от Трёх Драгоценностях и совершая осознанно сам акт. Ни один из хороших монахов (или статуя Будды) не обидится, если ему не поклонятся. Комментарий

Вопрос 15: "Зачем монахи бреют голову?"

Ответ: Когда принц Сиддхатха, впоследствии ставший Буддой, покинул дворец в поисках пути преодоления старости, болезни и смерти, то одним из первых его поступков было "сбривание волос и бороды, и облачение в жёлтые одежды". Буддийские монахи всегда полностью сбривают волосы и бороду, показывая свою приверженность "святой жизни" (brahmacariyā) того, кто покинул мирскую жизнь и стал бездомным. (В Индии некоторые аскеты вырывают свои волосы, в то время как некоторые другие к волосам никогда не прикасаются, из-за чего они становятся спутанной массой.)

Правило гласит, что монах не должен допускать отрастания волос больше определённой длины или больше определённого периода времени, поэтому он обычно бреется как минимум раз в две недели или месяц, иногда более часто. Для этого используется бритва, также являющаяся одной из монашеских принадлежностей.

"Волосы на голове" (kesā) являются одной из пяти частей тела, перечисляемых во время вступления человека в монашескую общину, и используются для памятования об истинной природе тела. Монаху также не разрешается красить или вырывать седые волосы, поскольку они являются полезными напоминаниями о старении и непостоянстве. (Только подумайте, сколько времени и денег тратится людьми, старающимися поддерживать красоту и молодость своих волос)

Вопросы продвинутых практикующих

Вопрос 1: "Когда монах болен, особенно в неотложных ситуациях, разрешено ли, чтобы за ним ухаживали медики-женщины, например медсёстры или врачи, особенно если единственный дежурный врач/хирург - женщина? Есть в монашеской дисциплине разрешения для подобных случаев?"
Вопрос 2: "Наблюдения показывают, что в бирманской, ланкийской, тибетской традиции и в школах буддизма Махаяны женщинам разрешается совершать подношения монахам из рук в руки. Однако тайским монахам не разрешается принимать дары от женщин таким образом. Так происходит из-за запрета, налагаемого монашеской дисциплиной или различной интерпретацией правил?"

Ответ: Одно из правил монашеской дисциплины гласит, что, если монах прикасается к женщине или она прикасается к нему, то это является нарушением, причём очень серьёзным, но только если монах "охвачен страстью, с искажённым умом". Однако, в реальности монах знает, что, поскольку ум очень быстро меняется, ему следует быть чрезвычайно осторожным при возможности попадания в сомнительные ситуации. Лучше "держаться от греха подальше", даже если это поведение может показаться избыточной перестраховкой. Комментарий В неотложных ситуациях монаху самому придётся принимать решение и стараться следить за своими мыслями.

В Таиланде существует традиция (хотя и не являющаяся обязательным правилом), по которой монах расстилает специальную ткань, чтобы обеспечить отсутствие касания при передаче ему подношения от женщины.

Вопрос 3: "Что говорят правила в случае, если соблюдающий "восемь правил" человек вступит в прямой физический контакт с другим мирянином, соблюдающим 5 или 8 правил, неполноправным или полноправным монахом противоположного пола?

Ответ: Как и в предыдущих случаях с монахами, нет нарушения, если нет дурного намерения.

Вопрос: "В правилах монашеской дисциплины говорится, что монаху не разрешено жить под одной крышей с женщиной. Как это относится к многоэтажным и многоквартирным домам, где квартиры или даже дома имеют общую крышу?"

Ответ: Благодаря современным условиям этот вопрос стал очень сложным и имеющим различные интерпретации. Очень важен дух правила - избегание близости, а интерпретации будут зависеть от монаха и ситуации. В странах, где монастыри должного вида отсутствуют, всегда приходится искать какой-либо компромисс.

Вопрос 5: "Правила дисциплины запрещают монахам прикасаться или совершать операции с деньгами. По этой причине в буддийских странах у монахов есть помощники (kappiya) из числа мирян, которые совершают за них все операции. Однако, если монаху необходимо отправится в поездку и у него нет помощника, при каких условиях правила разрешают ему самостоятельно использовать деньги? Эта проблема особенно актуальна в небуддийских странах."

Ответ: Хотя это может быть проблемой или неудобством, правила существуют ради защиты и напоминания монаху об опасных, неумелых поступках. Если монах всё больше и больше использует деньги, то возникает тенденция, по которой вся его монашеская жизнь становится под угрозу, и это гораздо более серьёзная проблема. Вскоре после окончательного освобождения (смерти) Будды, этот вопрос стал значительным яблоком раздора, а в настоящих условиях он ещё более осложнился. Однако современные условия оказали и определённую поддержку в вопросе соблюдения данных правил. Например, монаху можно предоставить билет на самолёт, благодаря которому он сможет при необходимости облететь весь мир, не используя деньги и не имея помощника. Его необходимо будет встретить в аэропорту и оказать обычную для этого случая помощь, что является вполне нормальным, если его пригласила группа мирян. (В противном случае он просто не должен куда-либо путешествовать) И, разумеется, монах может по необходимости использовать почтовые марки и телефонные карточки, дающие удобство связи.

Вопрос 6: "Есть ли в монашеской дисциплине правило, гласящее, что, если человек вступает в монашескую общину, возвращение к мирской жизни для него не разрешается? Если ему разрешено покинуть монашество, установлено ли максимальное число раз, когда человек может воспользоваться этой возможностью? При каких условиях монаху разрешается вернуться в мир?"

Ответ: Нигде в монашеской дисциплине я не встречал указания, запрещающего монаху покинуть общину. Если интерес человека к монашеской жизни иссяк, возникает тенденция к распущенности и он становится дурным примером для остальных монахов. Поэтому друзья-буддисты попытаются заново зажечь его энтузиазм. Однако, если этого не удаётся сделать, то быть хорошим мирским последователем Будды лучше, чем плохим монахом. (Тем не менее, в некоторых странах есть культурное ожидание, по которому человек вступает в Общину на всю жизнь, а к возвращению к мирской жизни относятся негативно.) Существует традиция (но не правило), по которому человек может вступать в общину не более 7 раз.

Вопрос 7: "В правилах говорится, что монахи не должны принимать пищу после того, как солнце прошло зенит. Но что будет, если они находятся в странах за полярным кругом, таких как Норвегия или Аляска, где солнце не заходит в течение 6 месяцев, а остальное время не восходит."

Ответ: Я понимаю так, что зенит в этом правиле означает прохождение солнца через высшую точку дуги при движении по небу. В большинстве доступных для жизни территорий земного шара эта дуга может быть низко над горизонтом, но следование данному правилу всё равно будет возможно. А если монахи когда-либо появятся за полярным кругом, то они могут воспользоваться в качестве руководства "великими стандартами".

Вопрос 8: "В правилах сказано, что при поднесении фруктов монаху, мирянин должен сделать надрез на одном из них, делая их разрешёнными для употребления. Как возникло это правило? Кроме того, поднося монахам фруктовые соки после полудня, миряне не должны подносить те из них, которые сделаны из фруктов больше кулака размером. Является ли это предписанием монашеской дисциплины и почему оно установлено?"

Ответ: Во времена Будды некоторые миряне жаловались, что монахи уничтожали жизнь в семенах. Поэтому монах может спросить мирян, разрешено ли ему принимать в пищу поднесённые ему фрукты. В некоторых монастырях (не во всех) это совершается путём надрезания фруктов мирянами [тем самым делая их разрешёнными]. Комментарий

"Большие фрукты" упоминаются в комментарии к Виная Питаке. Однако этой практике следуют не во всех монастырях.

Вопрос 9: "В Таиланде мы видели, что тайским монахам разрешено после полудня пить чай, какао, кофе (без молока). Но в других буддийских странах, таких как Бирма, монахам эти напитки не разрешены. Это часть монашеских правил или всего лишь традиция, обычай или национальная особенность? Если данная практика прописана в правилах, как вы объясните разницу в интерпретации?"

Ответ: Четвёртое из размышлений о монашеских принадлежностях звучит так: "Вдумчиво размышляя, я использую предметы для излечения болезней, только для того, чтобы противодействовать страданиям возникшего заболевания и для максимальной свободы от болезни." В палийских текстах даётся разрешение на употребление после полудня "лекарственных тоников", также есть класс лекарств, которых можно употреблять в течение всей жизни в любое время.

Существуют различные интерпретации и трактовки того, насколько монах должен быть болен, чтобы ему было разрешено употреблять эти "лекарства". Некоторые монахи не употребляют чего-либо кроме чистой воды, другие же распространяют это правило даже на употребление после полудня питательных напитков на основе молока и какао. Некоторые монахи считают чайные листья допустимыми (как "лекарственные травы"), а другие могут счесть их пищей или стимулирующим средством (из-за наличия кофеина) и, следовательно, недопустимыми. Также до недавних пор у сельских жителей Юго-восточной Азии не было возможности пить чай или кофе, поэтому данные напитки могли считаться немалой роскошью. Комментарий Всё будет зависеть от местных условий и трактовок, которые разрешены монашеской дисциплиной в соответствии с "великими стандартами".

Вопрос 10: "Может ли монах оставить у себя собственность, которая была у него в миру? Может ли монах получить в собственность вещи в качестве наследства? Разрешено ли также монаху принимать имущество, поднесённое мирянами и записанное на его имя? Каково отношение к этому в монашеских правилах? Разрешается ли монахам продавать или совершать другие операции с имуществом, которое подарено им, например, с целью приобретения участка земли в более подходящей для духовной практики местности?"

Ответ: Это сложный вопрос. Если у монаха есть помощник из числа мирян, который проводит за монаха всю процедуру, то некоторые вещи можно счесть разрешёнными. Однако на эту тему есть очень строгие указания.

В реальности, от монахов в Таиланде никто не требует отказаться от всего своего имущества в момент вступления в общину. (Как будет объяснено в дальнейшем, большинство тайских монахов возвращаются в мир через определённый период.) Люди, которые серьёзно относятся к тому, чтобы посвятить свою жизнь монашеству, очевидно, последуют примеру Будды и, подобно ему, отрешатся от всего мирского.

Существуют конкретные правила, не рассмотренные в этой брошюре, касающиеся земли и имущества монашеской общины и различным принципам, по которым они управляются.

Вопрос 11: "Говорится ли в монашеских правилах, что монахи не должны брать себе в учителя монахинь и мирян? Если да, то по какой причине?"

Ответ: Принятие человека в качестве учителя и проживание под его покровительством может быть только между монахами. А в соответствии с правилами для монахинь, установленными во времена Будды, им не разрешено поучать монахов-мужчин. Однако это не значит, что монах не может чему-либо учиться у других людей.

Вопрос 12: "Разрешено ли монахам иметь в собственности и управлять транспортными средствами. Разрешено ли это монашеской дисциплиной? Если это не противоречит правилам, будет ли это приемлемо с точки зрения общества, учитывая духовный статус монахов в нём?"

Ответ: Существует особое правило, запрещающее монахам иметь в собственности транспортные средства. Разумеется, автомобилей во времена Будды не было, и путешествовали по большей части пешком. Однако, был и такой случай:

"... когда монахи "группы шести" отправились в путь в повозке, запряжённой коровами и быками, миряне начали их критиковать. Тогда Будда установил засчитывать нарушение класса "дурной поступок" монаху за использование транспортных средств. Позже было сделано исключение для случая болезни монаха.

"Во времена Будды поездка на средстве передвижения была роскошью. Строгое применение этого принципа в Таиланде означает запрет монахам водить или иметь в собственности транспортные средства, а также (официально) воздерживаться от езды на мотоциклах."

Монахам разрешено пользоваться лодочными переправами и т.п. (В Таиланде монахи, живущие в монастырях на берегу рек, ходят за подаянием на лодке)

Вопрос 13: "Разрешается ли монашескими правилами занятие траволечением, традиционной или аюрведической медициной?"

Ответ: Насколько я понимаю, в Таиланде монах не может быть официально зарегистрирован как врач-травник. Хотя изготовление лекарств для других монахов разрешено, приготовление лекарственных препаратов для продажи совершенно недопустимо.

Вопрос 14: "Если монах совершил нарушение класса "поражение", имеют ли миряне право требовать от него покинуть монашество? Какова в данном случае предписанная монашеской дисциплиной процедура? Что происходит, если доказано совершение монахом нарушения данного класса, но он отказывается покинуть общину, несмотря на все требования мирян, и отсутствует совет монахов, способный удовлетворить эти требования, как может случиться в небуддийских странах? Что в такой ситуации должны делать миряне?"

Ответ: Если монах совершил нарушение данного класса, он считается "потерпевшим поражение" и не является монахом, даже если продолжает носить монашеские одежды. Община больше не может ничего сделать в отношении него и должна исключить данного человека из своих рядов. Однако, если обвинённый "монах" не признаёт своё нарушение и доказать его не удаётся, должна быть дана возможность проявиться результатам каммы. В буддизме никогда не было жестокой "охоты на ведьм".

Вопрос 15: "Какие вопросы следует задавать монаху при подношении ему принадлежностей; какие ограничения существуют у монаха на ответ и почему; когда можно расспросить о предпочтениях и конкретных пожеланиях; и как выяснить что подойдёт, если монах затрудняется или не может сказать что ему нужно?"

Ответ: Обычно старательно практикующий монах является человеком с небольшим количеством потребностей, потому что он пытается достичь прекращения всех желаний. Однако, он может нуждаться во вполне конкретных вещах, но не упоминать об этом до тех пор, пока не убедится, что дарители полностью искренни в своём предложении помощи. Если даритель делает конкретные предложения, монах может отказаться, согласиться или сохранять молчание, и такое молчание вполне может считаться согласием (как было во времена Будды). Поэтому, по мере того как даритель узнаёт больше о монахе, он или она станет всё более чутким к тому, что монаху нужно и что ему подойдёт и научиться правильно интерпретировать любое молчание.

<<Назад
Из книги дост. Ариесако
Оглавление Далее>>
Классы правил

Редакция перевода от 25.08.2014 15:24