Неугомонность и беспокойство

Опубликовано khantibalo от

Определение

В Абхидхамме даются отдельные определения для неугомонности и беспокойства. Согласно им неугомонность - это неспокойствие, рассеянность ума. Беспокойство - это беспокойство, связанное с оценкой неразрешённого разрешённым, разрешённого неразрешённым, незаслуживающего осуждения как заслуживающего осуждения, заслуживающего осуждения как незаслуживающего осуждения.

Питание и лишение питания

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства?
Есть неспокойствие разума.
Часто уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Неугомонность и беспокойство порождаются неосновательным вниманием на неспокойствие разума.
Неспокойствием называется внутреннее бурление.
На самом деле это только лишь неугомонность и беспокойство.
Многократное неосновательное внимание на неспокойствие разума порождает неугомонность и беспокойство.

В СН 46.51 объясняется что лишает питания неугомонность и беспокойство:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства?
Есть спокойствие разума.
Часто уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Устранение неугомонности и беспокойства происходит путём основательного внимания на спокойствие разума, называемого собранностью.

Комментарий к МН 10 даёт ещё несколько ценных способов преодоления неугомонности и беспокойства:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Устранению неугомонности и беспокойства способствуют 6 вещей: большие знания (досл. многослышание), задавание вопросов, понимание монашеских правил, посещение старших [и более опытных в практике нравственности и прочем], хорошие друзья, подходящий разговор.
[Объяснение:] Неугомонность и беспокойство устраняются в том, кто усвоил текст и смысл одной, двух, трёх, четырёх или пяти никай.
Также они устраняются в том кто много спрашивает о том, что надлежит, а что не надлежит [монаху], кто овладел монашеской дисциплиной путём практического применения, кто приходит к пожилым старшим монахам [и беседует с ними], кто держится компании добрых друзей - экспертов в монашеской дисциплине, таких как старший монах Упали.
И также они устраняется путём подходящего разговора в положении стоя, сидя и прочих на тему что надлежит, а что не надлежит.

Определение двух видов внимания см. здесь: основательное внимание, неосновательное внимание.