Определение
В Абхидхамме даются отдельные определения для лени и сонливости. Согласно им лень - это умственная вялость, а сонливость - телесная вялость.
Питание и лишение питания
И что служит пищей для возникновения ещё не возникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости?
Есть скука, вялость, ленивое потягивание, сонливость после еды и медлительность ума.
Часто уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.
Объяснение даётся в комментарии к МН 10:
Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā
Лень и сонливость возникают путём неосновательного внимания к скуке и прочему.
Скукой называется неудовлетворённость.
Вялостью называется телесная лень.
Ленивое потягивание - это медленное сгибание тела [в момент пробуждения и других].
Сонливость после еды - это сонное состояние или небольшая потеря сознание после еды.
Медлительность ума - это вялость ума.
Большое количество неосновательного внимания на скуку и остальное порождает лень и сонливость.
В СН 46.51 объясняется что лишает питания лень и сонливость:
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости?
Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности.
Часто уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.
Объяснение даётся в комментарии к МН 10:
Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā
Благодаря основательному вниманию к элементу энтузиазма и прочему лень и сонливость устраняются.
Элементом энтузиазма называется первичное усилие с энтузиазмом.
Элемент старания более силён чем [первичный энтузиазм], поскольку оставляет лень позади.
Элемент решительности ещё более силён, поскольку он сильнее нападает на пагубное исходное состояние.
Путём многократного применения основательного внимания на тройное усердие лень и сонливость устраняются.
Комментарий к МН 10 даёт ещё несколько ценных способов преодоления лени и сонливости:
Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā
Для устранения лени и сонливости есть следующие шесть вещей: видеть причину лени и сонливости в чрезмерном принятии пищи, полная перемена поз, внимание к распознаванию света, пребывание на открытом пространстве, хорошие друзья, подходящий разговор.
[Объяснение:] На объевшегося монаха нападает лень и сонливость во время исполнения долга монаха (медитации) в месте дневного или ночного проживания как будто на него напирает могучий слон.
Прекративший приём пищи когда осталось место для 4 или 5 комков и попивший воды - вот такой монах, знающий свою меру в еде от подобного не страдает. У того, кто видит признак лени и сонливости в обжорстве, устраняется лень и сонливость.
Лень и сонливость устраняется у того, кто переходит от позы, стимулирующий лень и сонливость к другой позе, у того, кто направляет внимание на свет луны, лампы или факела ночью или на солнечный свет днём, у того, кто живёт на открытом пространстве, у того, кто держится общества доброго друга, устранившего лень и сонливость, такого как дост. Махакассапа.
Также она устраняется подходящим разговором на тему аскетических практик.
Определение двух видов внимания см. здесь: основательное внимание, неосновательное внимание.
В суттах способы устранения описаны в АН 7.61.
- Оставить комментарий
- 1 просмотр