Неуверенность

Опубликовано khantibalo от

Неуверенность является одной из пяти препятствий медитации, а также одной из 10 оков, привязывающих к Сансаре.

Определение

В Абхидхамме даётся такое определение:

Tikanikkhepaṃ

Что здесь неуверенность?
Он сомневается и не уверен в учителе, сомневается и не уверен в Дхамме, сомневается и не уверен в Сообществе, сомневается и не уверен в обучении, сомневается и не уверен в прошлом (прошлых жизнях), сомневается и не уверен в будущем (будущих жизнях), сомневается и не уверен в прошлом и будущем, сомневается и не уверен в обусловленности одного другим и обусловленно возникших явлениях.

Четыре вида неуверенности:

6. (16) Cetokhilasuttaṃ

Что это за пять видов умственных джунглей, которые у него не устранены?
Здесь, монахи, монах в учителе сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок.
Монахи, ум того монаха, который в учителе сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок, не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий.
Поскольку его ум не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий - это первый вид умственных джунглей, которые у него не устранены.
Кроме того, монахи, монах в Дхамме сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок... это второй вид умственных джунглей, которые у него не устранены.
Кроме того, монахи, монах в Сообществе сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок... это третий вид умственных джунглей, которые у него не устранены.
Кроме того, монахи, монах в обучении сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок.
Монахи, ум того монаха, который в обучении сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок, не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий.
Поскольку его ум не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий - это четвёртый вид умственных джунглей, которые у него не устранены.

Питание и лишение питания

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности?
Есть способы поведения, которые выступают в качестве основы неуверенности.
Часто уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Неосновательное внимание к основанным на неуверенности способам поведения порождает возникновение неуверенности.
Способы поведения, являющиеся основаниями для неуверенности - это неуверенность от возникновения неуверенности вновь и вновь.
Благодаря многократному направлению на них неосновательного внимания возникает неуверенность.

В СН 46.51 объясняется что лишает питания неуверенность:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности?
Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу.
Часто уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Благодаря основательному вниманию к благотворным и прочим способам поведения неуверенность устраняется.

Комментарий к МН 10 даёт ещё несколько ценных способов преодоления неуверенности:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

И также есть шесть вещей, которые способствуют устранению неуверенности: большие знания, задавание вопросов [о 3 драгоценностях], ясное понимание монашеской дисциплины, сильная уверенность [в 3Д], хорошие друзья, подходящий разговор.
Неуверенность устраняется у обладающего большими знаниями - изучившего текст и смысл одной ... пяти никай
И также неуверенность устраняется у много спрашивающего на тему трёх драгоценностей, у освоившего монашескую дисциплину путём длительной практики, у имеющего сильную склонность к тому, чтобы полагаться на 3 драгоценности, называемую убеждённостью, у старающегося держаться хороших друзей, таких как старший монах Ваккали, мысленно склонных к убеждённости.
И также неуверенность устраняется путём подходящего разговора о качествах трёх драгоценностей стоя, сидя и в остальных положениях.

История монаха Ваккали - СН 22.87.

Определение двух видов внимания см. здесь: основательное внимание, неосновательное внимание.