Неуверенность

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 15:39

Неуверенность является одной из пяти препятствий медитации, а также одной из 10 оков, привязывающих к Сансаре.

Определение

В Абхидхамме даётся такое определение:

Tikanikkhepaṃ

Что здесь неуверенность?
Он сомневается и не уверен в учителе, сомневается и не уверен в Дхамме, сомневается и не уверен в Сообществе, сомневается и не уверен в обучении, сомневается и не уверен в прошлом (прошлых жизнях), сомневается и не уверен в будущем (будущих жизнях), сомневается и не уверен в прошлом и будущем, сомневается и не уверен в обусловленности одного другим и обусловленно возникших явлениях.

В комментариях предлагается такой (сомнительный) вариант происхождения этого слова:

Sahāvassātigāthāvaṇṇanā

Мудрость называется "желанием излечиться" (cikicchita) потому что она исцеляет болезнь умственных загрязнений. Она (мудрость) отошла (vigata) от этого, или (альтернативный вариант) она (неуверенность) отошла от "желания излечиться" являющегося мудростью, поэтому она является "неуверенностью" (vigata+cikicchita = vicikicchita).

Четыре вида неуверенности:

6. (16) Cetokhilasuttaṃ

Что это за пять видов умственных джунглей, которые у него не устранены?
Здесь, монахи, монах в учителе сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок.
Монахи, ум того монаха, который в учителе сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок, не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий.
Поскольку его ум не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий - это первый вид умственных джунглей, которые у него не устранены.
Кроме того, монахи, монах в Дхамме сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок... это второй вид умственных джунглей, которые у него не устранены.
Кроме того, монахи, монах в Сообществе сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок... это третий вид умственных джунглей, которые у него не устранены.
Кроме того, монахи, монах в обучении сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок.
Монахи, ум того монаха, который в обучении сомневается, не уверен, не убеждён, не крепок, не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий.
Поскольку его ум не склоняется к пылкости, приверженности, старанию и приложению усилий - это четвёртый вид умственных джунглей, которые у него не устранены.

Питание и лишение питания

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности?
Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы неуверенности.
Часто уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Неосновательное внимание к основанным на неуверенности способам поведения порождает возникновение неуверенности.
Способы поведения, являющиеся основаниями для неуверенности - это неуверенность от возникновения неуверенности вновь и вновь.
Благодаря многократному направлению на них неосновательного внимания возникает неуверенность.

В СН 46.51 объясняется что лишает питания неуверенность:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности?
Есть способы поведения - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу.
Часто уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Благодаря основательному вниманию к благотворным и прочим способам поведения неуверенность устраняется.

Комментарий к МН 10 даёт ещё несколько ценных способов преодоления неуверенности:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

И также есть шесть вещей, которые способствуют устранению неуверенности: большие знания, задавание вопросов [о 3 драгоценностях], ясное понимание монашеской дисциплины, сильная уверенность [в 3Д], хорошие друзья, подходящий разговор.
Неуверенность устраняется у обладающего большими знаниями - изучившего текст и смысл одной ... пяти никай
И также неуверенность устраняется у много спрашивающего на тему трёх драгоценностей, у освоившего монашескую дисциплину путём длительной практики, у имеющего сильную склонность к тому, чтобы полагаться на 3 драгоценности, называемую убеждённостью, у старающегося держаться хороших друзей, таких как старший монах Ваккали, мысленно склонных к убеждённости.
И также неуверенность устраняется путём подходящего разговора о качествах трёх драгоценностей стоя, сидя и в остальных положениях.

История монаха Ваккали - СН 22.87.

Определение двух видов внимания см. здесь: основательное внимание, неосновательное внимание.