Недоброжелательность

Опубликовано khantibalo от

В текстах встречается в формах byāpāda и vyāpāda.

Определение

Согласно определению в Абхидхамме препятствием недоброжелательности называется когда человек зарождает ненависть к другому человеку с мыслями, что он сделал, делает или будет делать зло мне или кому-то, кто мне дорог, либо что он сделал, делает или будет делать что-то во благо моему врагу. Либо он зарождает ненависть при невозможности (чего?).

Питание и лишение питания

В СН 46.51 объясняется что питает недоброжелательность:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности?
Есть представление возмущения.
Часто уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Неосновательное внимание к представлению возмущения порождает недоброжелательность.
Здесь возмущение само по себе наряду с объектом, порождающим возмущение называется объектом возмущения или представлением возмущения.
Неосновательное внимание имеет одинаковую характеристику везде.
Когда оно часто происходит в отношении объекта возмущения или представления возмущения возникает недроброжелательность.

В СН 46.51 объясняется что лишает питания недоброжелательность:

1. Āhārasuttaṃ

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности?
Есть освобождение разума с помощью дружелюбия.
Часто уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.

Объяснение даётся в комментарии к МН 10:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Слово "дружелюбие" здесь относится как к сосредоточению доступа, так и к полной поглощённости.
"Освобождение разума" это только полная поглощённость.
Основательное внимание имеет одинаковую характеристику везде.
Когда оно [дружелюбие] часто возникает, недоброжелательность устраняется.

Комментарий к МН 10 даёт ещё несколько ценных способов преодоления недоброжелательности:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Также следующие шесть вещей позволяют устранить недоброжелательность: взятие дружелюбия в качестве предмета медитации, занятие практикой развития дружелюбия [до поглощённости], размышление об обладании своими поступками, частая рефлексия, хорошие друзья и подходящие беседы.
[Объяснение:] Недоброжелательность устраняется у того, кто берёт дружелюбие в качестве объекта медитации, путём распространения его на конкретных людей, на классы существ и по направлениям. Или же она устраняется у того, кто развивает дружелюбие путём общего направления без классов существ или разграничений по направлениям.
Недоброжелательность также изгоняется в том, кто размышляет следующим образом: "Что твой гнев ему сделает? Сможешь ли ты разрушить его нравственность и прочее? Разве ты не родился здесь благодаря своим поступкам и не возродишься в будущем благодаря им же? Гневаться на другого подобно состоянию того, кто, пытается ударить другого раскалёнными углями, раскалённым прутом, фекалиями и другими наносящими вред вещами, взяв их сначала в свои руки".
"А что может сделать тебе тот, кто разгневался на тебя? Может ли он разрушить твою нравственность и другие вещи? Он тоже родился здесь благодаря своим поступкам и будет рождён в будущем благодаря им же. Его гнев как непринятый тобой его подарок, как пригоршня пыли, брошенная против ветра, падает на его голову." Таким образом человек размышляет о своих поступках как о собственности, а также о поступках другого человека как о его собственности, тем самым устраняя недоброжелательность. Также она устраняется у того, кто пребывает в памятовании, отрефлексировав на предмет обладания своими поступками себя и другого. И также она устраняется у того, кто держится общества доброго друга, наслаждающегося развитием дружелюбия, такого как старший монах Ассагутта.
Также она устраняется путём подходящей беседы [о дружелюбии] в положении стоя, сидя и прочих.