Объяснение правила воздерживаться от высоких и больших постелей

Опубликовано khantibalo от 29 января, 2021 - 13:40

Это правило предписывается мирянам для соблюдения в дни упосатхи, а также саманерам для соблюдения на постоянной основе.

В АН 8.43 это описывается как отказ от высоких и больших постелей, подражая арахантам:

3. Visākhāsuttaṃ

[И далее он рассуждает:] "В течение всей своей жизни архаты живут, отрешившись от высоких постелей[9] и больших постелей[10], воздерживаясь от высоких постелей и больших постелей. Они спят на низкой постели, жёсткой постели или на подстилке из сена.
Так и я сегодня буду жить, отрешившись от высоких постелей и больших постелей, воздерживаясь от высоких постелей и больших постелей. Я буду спать на низкой постели, жёсткой постели или на подстилке из сена.

Помимо разрешённых здесь постелей (низкая, жёсткая или подстилка из сена), в том же наставлении далее даётся ещё и совет спать на матрасе, расстеленном на полу:

3. Visākhāsuttaṃ

спите на матрасе, расстеленном на полу:

В сносках 9 и 10 к переводу этого текста в Wheel 206/207 Бхиккху Кхантипало пишет, что под высокой постелью здесь понимается роскошная постель, высокая и хорошо подпружиненная, а под большой постелью по его мнению понимается постель, на которой могут спать 2 человека.

Это объяснение не опирается на комментарии. Комментарии дают следующее определение высокой и большой постели:

Cūḷasīlavaṇṇanā

Высокой постелью называется та, у которой превышает размер.
Большой постелью называется [имеющая?] неразрешённое покрывало.
Смысл в том, что от них он воздерживается.

Понятие "высокая постель" можно определить на основании Пачиттии 87, где на основании прецедента, когда монах возлежал на высоком ложе, Будда разрешает монахам постель с высотой ножек не более 8 ширин пальца.

Неразрешённые покрывала перечислены в ДН 2:

Majjhimasīlaṃ

50. В то время, как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая подношения пищи, поданные из веры, пребывают в склонности пользоваться подобным образом высоким ложем или большим ложем, –
а именно: удлиненным сиденьем, ложем с изображеньем животных на его подпорках, пышным руном, пестрым стеганым одеялом, белым шерстяным одеялом, шерстяным покрывалом, украшенным цветами, подстилкой из хлопка, шерстяным одеялом с изображением зверей, покрывалом с бахромой по бокам, покрывалом с бахромой по одной стороне, покрывалом, расшитым драгоценностями, шелковым покрывалом, ковром для танцовщиц, покрывалом для слонов, покрывалом для коней, покрывалом для колесниц, покрывалом для кожи черной антилопы, подстилкой из превосходной кожи антилопы кадали, покрывалом с балдахином, ложем с красными подушками у изголовья и в ногах – он воздерживается от использования подобного высокого ложа или большого ложа.

В Махавагге за их использование монаху засчитывается нарушение "дурной поступок".

Авторские объяснения: Дни соблюдения особых предписаний (Упосатха), немного в статье дост. Нянавары на англ.