Ступень в практике, при достижении которой отбрасываются первые три из десяти оков.
Условия для достижения (sotāpattiyaṅga)
Перечисляются в СН 55.5
1. водиться с праведными людьми (sappurisasaṃsevo)
Это позволяет развивать факторы Б8П.
В отношении мирянина это означает водиться с людьми, обладающими хорошей (хорошо развитой) нравственностью, щедростью и мудростью.
Благодарность и признательность как признак праведного человека (АН 2.33).
Познать качества человека можно только достаточно долго прожив с ним.
Праведный человек проявляет себя в дружбе, в намерении, в том, как даёт советы, в том как говорит, как поступает, как дарит подарки, каких взглядов придерживается. (МН 110)
Качествами достойного человека являются убеждённость, стыд совершать дурное, страх наказания, обученность, усердие, памятование и мудрость. (МН 110)
2. слушание истинного учения (saddhammassavana)
Согласно АН 3.65 можно проверять учения и смотреть какие результаты будут от их практики.
В АН 8.53 (CV 406) даётся совет, что те учения (способы поведения?), что приводят к бесстрастию, к свободе от оков, к отбрасыванию, к скромности, к удовлетворённости, к уединению, к усердию, к необременению других, являются доктриной и дисциплиной Будды, относятся к его системе обучения.
В АН 7.83 то же самое объясняется через пресыщение, затухание страсти, успокоение, прямое знание, постижение, ниббана.
Одного слушания недостаточно, нужно непосредственное постижение на опыте.
Цель слушания - запоминание и анализ запомненного.
3. основательное внимание (yonisomanasikāro)
неосновательное внимание соответствует направлению внимания на неподходящие объекты, что стимулирует возникновение влечений
из-за неосновательного внимания возникают 5 препятствий (СН 46.35), в то время как из-за основательного внимания возникают 7 факторов постижения (СН 46.36)
также в СН 46.38 проясняется связь основательного внимания со слушанием учения
основательное внимание на 4 реальности для благородных позволяет устранить 3 влечения из 4 (кроме взглядов)
Также основательным вниманием называется отслеживание трёх характеристик в 5 совокупностях.
4. практика согласно учению (dhammānudhammappaṭipatti)
развитие пресыщения 5 совокупностями, или сосредоточение на трёх характеристиках в 5 совокупностях, практика памятования (4 способа) и осознания, охрана дверей чувств, 10 путей благотворных поступков, развитие 7 факторов постижения с помощью 4 способов установления памятования.
в результате: ясное знание и освобождение.
Практика согласно учению является высшим почтением Будде.
Вхождение в поток и его результаты
Потоком называется благородный восьмеричный путь, при вхождении в поток все факторы встречаются вместе.
Встреча факторов пути называется потоком потому, что он ведёт к возникновению видения Дхаммы и осуществлению Ниббаны не более чем за 7 перерождений.
Возникновение видения Дхаммы описывается фразой: «Всё, что имеет свойство возникновения, имеет свойство прекращения» (СН 56.11). Она свидетельствует о непосредственном видении, а не принятии на основе убеждений и размышлений.
Вошедший в поток непосредственно видит непостоянство шести внутренних и внешних сфер чувств, соответствующих видов сознания, соприкосновения, ощущения, побуждения, жажды. И также непостоянство 4 первоэлементов, пространства и сознания, а также 5 совокупностей.
Для вошедшего в поток очевидным фактом является обусловленное возникновение (ДН 15) и четыре реальности для благородных (СНп 2.1 и Вин. Чв. 7, согласно комментарию слово "дхамма" здесь означает четыре реальности.).
Из истории Упатиссы (Комм. к Дхп 11, 12) следует, что также происходит личное переживание неконструированного (ниббаны). Это даже сказывается на внешнем облике.
Но прозрения вошедшего в поток уступают прозрениям араханта.
Преодоление трёх нижних оков
Убеждение в самотождествлении, неуверенность, привязанность к образам действия и обетам
Оковы уничтожаются благодаря основательному вниманию, направленному на 4 реальности для благородных.
Убеждение в самоотождествлении порождает троичная жажда. Оставление этого убеждения осуществляется путём устранения жажды. Устранение жажды осуществляется путём практики Б8П.
Хотя убеждение в самоотождествлении уничтожено, самомнение остаётся и уничтожается только архатством.
Неуверенность в трёх драгоценностях сводится к неуверенности в существовании Бессмертного и возможности достичь его собственными усилиями. Непосредственный опыт Бессмертного устраняет это.
Вошедший в поток может и дальше следовать образам действия и обетам, но более не определяет себя с их точки зрения.
Характеристики вошедшего в поток
Непоколебимая убеждённость в 3 драгоценностях и совершенная нравственность (тоже называется sotāpattiyaṅga - в АН и ДН16).
Иногда вместо нравственности здесь указывается щедрость или мудрость.
Убеждённость в 3Д означает уверенность в принципе каммы.
Нравственность означает непоколебимое следование основным принципам (5 правилам для мирянина), монах при этом может совершать незначительные нарушения. Если совершает мелкий проступок, не может скрыть его (СНп 2.1) и если он монах, сразу признаёт его (МН 48). В МН 48 приводятся и другие 6 качеств монаха, достигшего вхождения в поток.
Мудрость позволяет преодолеть убеждение в самоотождествлении. Также она приводит к совершенству во взглядах, причём не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной сфере.
Вознаграждения вошедшего в поток
Описываются в стандартной формуле (ДН16).
Три вида вошедших в поток: одно перерождение человеком и достижение архатства, от двух до шести перерождений и достижение архатства, 7 перерождений и достижение архатства - комм. к ратана сутте.
Невозможность перерождения в мирах страданий.
- Оставить комментарий
- 312 просмотров