Вошедший в поток

Опубликовано khantibalo от

Ступень в практике, при достижении которой отбрасываются первые три из десяти оков.

Условия для достижения (sotāpattiyaṅga)

Перечисляются в СН 55.5

1. контактирование, связи с достойными людьми (sappurisasaṃsevo)

Это позволяет развивать факторы Б8П.

В отношении мирянина это объясняется как связи с людьми, обладающими (или совершенными) в нравственности, щедрости и мудрости.

Благодарность и признательность как признак достойного человека.

Познать качества человека можно только достаточно долго прожив с ним.

Достойный человек проявляет себя в дружбе, в намерении, в том, как даёт советы, в том как говорит, как поступает, как дарит подарки, каких взглядов придерживается. (МН110)

Качествами достойного человека являются убеждённость, стыд совершать дурное, страх наказания, обученность, усердие, памятование и мудрость. (МН110)

2. слушание истинного учения (saddhammassavana)

Согласно АН 3.65 можно проверять учения и смотреть какие результаты будут от их практики.

В АН 8.53 (CV 406) даётся совет, что те учения (способы поведения?), что приводят к бесстрастию, к свободе от оков, к отбрасыванию, к скромности, к удовлетворённости, к уединению, к усердию, к необременению других, являются доктриной и дисциплиной Будды, относятся к его системе обучения.

В АН 7.83 то же самое объясняется через пресыщение, затухание страсти, успокоение, прямое знание, постижение, ниббана.

Одного слушания недостаточно, нужно непосредственное постижение на опыте.

Цель слушания - запоминание и анализ запомненного.

3. основательное внимание (yonisomanasikāro)

статья в словаре

неосновательное внимание соответствует направлению внимания на неподходящие объекты, что стимулирует возникновение влечений

основательное внимание на 4 реальности для благородных позволяет устранить 3 влечения из 4 (кроме взглядов)

Также основательным вниманием называется отслеживание трёх характеристик в 5 совокупностях.

4. практика согласно учению  (dhammānudhammappaṭipatti)

развитие пресыщения 5 совокупностями, или сосредоточение на трёх характеристиках в 5 совокупностях, практика памятования (4 способа) и осознания, охрана дверей чувств, 10 путей благотворных поступков, развитие 7 факторов постижения с помощью 4 способов установления памятования.

в результате: ясное знание и освобождение.

Практика согласно учению является высшим почтением Будде.

Вхождение в поток и его результаты

Потоком называется благородный восьмеричный путь, при вхождении в поток все факторы встречаются вместе.

Встреча факторов пути называется потоком потому, что он ведёт к возникновению видения Дхаммы и осуществлению Ниббаны не более чем за 7 перерождений.

Возникновение видения Дхаммы описывается фразой: «Всё, что имеет свойство возникновения, имеет свойство прекращения» (СН 56.11). Она свидетельствует о непосредственном видении, а не принятии на основе убеждений и размышлений.

Вошедший в поток непосредственно видит изменчивость шести внутренних и внешних сфер чувств, соответствующих видов сознания, соприкосновения, ощущения, побуждения, жажды. И также изменчивость 4 первоэлементов, пространства и сознания, а также 5 совокупностей.

Для вошедшего в поток очевидным фактом является обусловленное возникновение (ДН 15) и четыре реальности для благородных (СНп 2.1).

ещё одна стандартная формула, описывающая вхождение в поток, которая показывает, что помимо непосредственного видения изменчивости также происходит личное переживание неконструированного (ниббаны). Это даже сказывается на внешнем облике (как в случае с Упатиссой).

Также вхождение в поток означает видение причин и следствий, обусловленного возникновения.

Но эти прозрения уступают прозрениям араханта.

Преодоление трёх нижних оков

Убеждение в самотождествлении, неуверенность, привязанность к образам действия и обетам

Оковы уничтожаются благодаря основательному вниманию, направленному на 4 реальности для благородных.

Убеждение в самоотождествлении порождает троичная жажда. Оставление этого убеждения осуществляется путём устранения жажды. Устранение жажды осуществляется путём практики Б8П.

Хотя убеждение в самоотождествлении уничтожено, самомнение остаётся и уничтожается только архатством.

Неуверенность в трёх драгоценностях сводится к неуверенности в существовании Бессмертного и возможности достичь его собственными усилиями. Непосредственный опыт Бессмертного устраняет это.

Вошедший в поток может и дальше следовать образам действия и обетам, но более не определяет себя с их точки зрения.

Характеристики вошедшего в поток

Непоколебимая убеждённость в 3 драгоценностях и совершенная нравственность (тоже называется sotāpattiyaṅga - в АН и ДН16).

Иногда вместо нравственности здесь указывается щедрость или мудрость.

Убеждённость в 3Д означает уверенность в принципе каммы.

Нравственность означает непоколебимое следование основным принципам (5 правилам для мирянина), монах при этом может совершать незначительные нарушения. Если совершает мелкий проступок, не может скрыть его (СНп 2.1) и если он монах, сразу признаёт его (МН 148). В МН 148 приводятся и другие 6 качеств монаха, достигшего вхождения в поток.

Мудрость позволяет преодолеть убеждение в самоотождествлении. Также она приводит к совершенству во взглядах, причём не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной сфере.

 

Вознаграждения вошедшего в поток

Описываются в стандартной формуле (ДН16).

Три вида вошедших в поток: одно перерождение человеком и достижение архатства, от двух до шести перерождений и достижение архатства, 7 перерождений и достижение архатства - комм. к ратана сутте.

Невозможность перерождения в мирах страданий.