Определение даётся в комментарии к ДН 22
Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā
Основательное внимание - это целесообразное внимание, внимание, идущее по верному пути. Это внимание, которое рассматривает непостоянное как непостоянное, мучительное как мучительное, безличное как безличное, непривлекательное как непривлекательное. Когда это внимание многократно направляется [на последнее], чувственное желание устраняется.
и также в комментарии к МН 2
Здесь "основательное внимание" означает целесообразное (уместное) внимание, внимание, направленное по верному пути. В отношении непостоянного и прочего это рассмотрение как непостоянное и прочее, то есть это направление ума согласно реальному положению дел, многократное пребывание в этом и согласующееся с этим направление внимания. Это называется основательным вниманием.
Этот термин указывает на способ преодоления 5 препятствий и покончить с алчностью, отвращением, и неведением - тремя корнями порока.
При основательном внимании (изменчивое в изменчивом, мучительное в мучительном, безличное в безличном) на непривлекательное и дружелюбие алчность и отвращение исчезает, а само основательное внимание уничтожает неведение.
В СН 46.51 перечисляются предметы основательного внимания, позволяющие лишить подпитки 5 препятствий:
- представление непривлекательности
- освобождение разума с помощью дружелюбия
- элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности
- спокойствие разума
- благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру виды поведения
В АН 3.69 (в переводе ТБ и ББ её номер 3.68) роль основательного и неосновательного внимания объясняется следующим образом:
- страсть возникает и разрастается при неосновательном внимании к представлению привлекательности и устраняется и предотвращается при основательном внимании к представлению непривлекательности
- отвращение возникает и разрастается при неосновательном внимании к представлению возмущения и устраняется и предотвращается при основательном внимании к освобождению ума с помощью дружелюбия
- неведение возникает и разрастается при неосновательном внимании и устраняется и предотвращается при основательном внимании
На разных этапах практики роль основательного внимания оказывается разной. В СН 9.11 описывается случай монаха, который был погружён в мысли чувственный желаний, недоброжелательности и жестокости. Божество говорит, что это из-за неосновательного внимания и советует основательное внимание как памятование о качествах трёх драгоценностей и собственной нравственности. Это можно использовать и для преодоления 5 препятствий, частью которых являются эти мысли. На дальнейших этапах практики основательное внимание состоит в отслеживании трёх характеристик в 5 совокупностях (СН 22.122). Основательное внимание также помогает приобрести надлежащие взгляды (наряду со голосом (словами) другого - АН 2.127)
В МН 2 описано как последователь благородных должен основательно направлять внимание:
Он основательно обращает внимание: "Это страдание"; он основательно обращает внимание: "Это происхождение страдания"; он основательно обращает внимание: "Это прекращение страдания"; он основательно обращает внимание: "Это путь, ведущий к прекращению страдания".
Благодаря этому у него устраняются первые три из 10 оков - он достигает вхождения в поток. В СН 55.5 основательное внимание перечисляется среди условий для вхождения в поток.
- Оставить комментарий
- 185 просмотров