Основательное внимание

Опубликовано khantibalo от

Определение даётся в комментарии к ДН 22

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Основательное внимание - это целесообразное внимание, внимание, идущее по верному пути. Это внимание, которое рассматривает непостоянное как непостоянное, мучительное как мучительное, безличное как безличное, непривлекательное как непривлекательное. Когда это внимание многократно направляется [на последнее], чувственное желание устраняется.

и также в комментарии к МН 2

2. Sabbāsavasuttavaṇṇanā

Здесь "основательное внимание" означает целесообразное (уместное) внимание, внимание, направленное по верному пути. В отношении непостоянного и прочего это рассмотрение как непостоянное и прочее, то есть это направление ума согласно реальному положению дел, многократное пребывание в этом и согласующееся с этим направление внимания. Это называется основательным вниманием.

Этот термин указывает на способ преодоления 5 препятствий и покончить с алчностью, отвращением, и неведением - тремя корнями порока.

При основательном внимании (изменчивое в изменчивом, мучительное в мучительном, безличное в безличном) на непривлекательное и дружелюбие алчность и отвращение исчезает, а само основательное внимание уничтожает неведение.

В СН 46.51 перечисляются предметы основательного внимания, позволяющие лишить подпитки 5 препятствий:

  • представление непривлекательности
  • освобождение разума с помощью дружелюбия
  • элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности
  • спокойствие разума
  • благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру виды поведения

В АН 3.69 (в переводе ТБ и ББ её номер 3.68) роль основательного и неосновательного внимания объясняется следующим образом:

  1. страсть возникает и разрастается при неосновательном внимании к представлению привлекательности и устраняется и предотвращается при основательном внимании к представлению непривлекательности
  2. отвращение возникает и разрастается при неосновательном внимании к представлению возмущения и устраняется и предотвращается при основательном внимании к освобождению ума с помощью дружелюбия
  3. неведение возникает и разрастается при неосновательном внимании и устраняется и предотвращается при основательном внимании

На разных этапах практики роль основательного внимания оказывается разной. В СН 9.11 описывается случай монаха, который был погружён в мысли чувственный желаний, недоброжелательности и жестокости. Божество говорит, что это из-за неосновательного внимания и советует основательное внимание как памятование о качествах трёх драгоценностей и собственной нравственности. Это можно использовать и для преодоления 5 препятствий, частью которых являются эти мысли. На дальнейших этапах практики основательное внимание состоит в отслеживании трёх характеристик в 5 совокупностях (СН 22.122). Основательное внимание также помогает приобрести надлежащие взгляды (наряду со голосом (словами) другого - АН 2.127)

В МН 2 описано как последователь благородных должен основательно направлять внимание:

Dassanā pahātabbāsavā

Он основательно обращает внимание: "Это страдание"; он основательно обращает внимание: "Это происхождение страдания"; он основательно обращает внимание: "Это прекращение страдания"; он основательно обращает внимание: "Это путь, ведущий к прекращению страдания".

Благодаря этому у него устраняются первые три из 10 оков - он достигает вхождения в поток. В СН 55.5 основательное внимание перечисляется среди условий для вхождения в поток.