Реальность, порождающая страдание

Опубликовано khantibalo от 29 августа, 2020 - 20:14

Формула

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ

Монахи, такова для благородных реальность, порождающая страдание: жажда, которая вызывает возобновляемое бывание, сопровождаемая наслаждением и пристрастием, ищущая наслаждений то здесь, то там, - то есть жажда чувственных удовольствий, жажда [якобы] вечно существующего, жажда [полностью] уничтожающегося.

Samudayaniddesakathā

В описании причины страдания словосочетание yāyaṃ taṇhā (жажда, которая) = yā ayaṃ taṇhā.
Касаемо выражения "порождающая дальнейшее бывание". Это причина бывать вновь, поэтому оно является "дальнейшим быванием"; бывать вновь является его привычкой, поэтому оно "порождает дальнейшее бывание".
Слово nandirāgasahagatā (nandirāgena sahagatā) означает "сопровождающееся наслаждением и пристрастием" и подразумевается, что оно по смыслу идентично с наслаждением и жадностью.
"Ищущее наслаждений то там то там" означает, что какое бы тело не образовывалась, тем и наслаждается.
Выражение seyyathidaṃ является частицей, её значение "которая есть эта".
Жажда чувственных удовольствий, жажда якобы [вечно] существующего, жажда якобы [полностью] уничтожающегося будет описана в 17 главе, посвящённой обусловленному возникновению.
Хотя она делится на три части, её тем не менее следует понимать как "реальность для благородных, порождающая страдание", считая жажду одной в том смысле, что она порождает реальность, являющуюся страданием.
Таков принцип объяснения причины.

Три вида жажды из 17 главы Висуддхимагги

Vedanāpaccayātaṇhāpadavitthārakathā

Если жажда возникает, когда некто наслаждается с помощью чувственного наслаждения образом, попавшим в поле зрения глаза, это называется жаждой чувственных удовольствий.
Но когда эта же жажда к образу возникает наряду с взглядом о вечности, полагающей, что данный предмет является неизменным и вечным, это называется жаждой [вечно] существующего.
Потому что именно страсть, сопровождающая взгляд о вечности [предмета], называется жаждой [вечно] существующего.
Когда она возникает со взглядом о полном уничтожении, предполагающим, что этот же предмет разрушится и будет уничтожен, это называется жаждой [полностью] уничтожающегося.
Потому что именно страсть, сопровождающая взгляд о полном уничтожении [предмета] называется жаждой [полностью] уничтожающегося.

Таким образом, все виды жажды направлены на предметы чувств.

В ДН 22 описывается где обитает эта жажда:

Samudayasaccaniddeso

Что бы в мире ни было приятным и милым - здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Объясняя конкретные места, где обитает жажда, в ДН 22 приводится перечень из 9 шестёрок: 6 внутренних сфер - 6 внешних сфер - 6 видов сознания - 6 видов соприкосновения - 6 видов ощущения - 6 видов распознавания - 6 видов побуждения - 6 видов мышления - 6 видов изучения. Это несколько пересекается с 6 шестёрками.