Реальность, являющаяся путём прекращения страдания

Опубликовано khantibalo от 29 августа, 2020 - 20:30

Формула

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ
Монахи, такова для благородных реальность, являющаяся путём прекращения страдания: именно этот благородный восьмеричный путь: надлежащий взгляд, надлежащее намерение, надлежащая речь, надлежащая деятельность, надлежащие средства к существованию, надлежащее усилие, надлежащее памятование, надлежащая собранность ума.

Magganiddesakathā

В описании пути, ведущего к прекращению страданий даётся 8 аспектов. Хотя их смысл уже объяснялся в "описании совокупностей", мы всё равно рассмотрим их здесь, чтобы знать о разнице между ними, когда возникают в один момент [достижения пути].
Если вкратце, то когда практикующий продвигается к постижению четырёх реальностей его глаз мудрости, чьим объектом является ниббана, уничтожает предрасположенность к неведению, и это называется надлежащим взглядом.
Его характеристикой является надлежащее видение. Его функцией является раскрытие элементов. Он проявляется как уничтожение тьмы неведения.
Обладая таким взглядом, его направление ума на ниббану, связанное с этим надлежащим взглядом, уничтожает ошибочное намерение и это называется надлежащим намерением.
Его характеристикой является надлежащее направление ума на его объект. Его функцией является вызвать поглощённость [момента ума пути с ниббаной в качестве объекта]. Он проявляется как прекращение ошибочного намерения.
А когда он видит и думает таким образом, его воздержание от ложной речи, которое связано с этим надлежащим взглядом, уничтожает дурное поведение в сфере речи и это называется надлежащей речью.
Его характеристикой является охват. Его функцией является воздержание. Она проявляется как прекращение ненадлежащей речи.
Воздерживаясь таким образом, его воздержание от убийства живых существ, связанное с надлежащим взглядом, отсекает ненадлежащую деятельность и это называется надлежащей деятельностью.
Его характеристикой является порождение. Его функцией является воздержание. Она проявляется как прекращение ненадлежащей деятельности.
Когда надлежащая речь и надлежащая деятельность очищены, его воздержание от ненадлежащих средств к существованию, являющееся воздержанием, связанным с надлежащим взглядом, уничтожает махинации и подобное и называется надлежащие средствами к существованию.
Их характеристикой является очищение. Их функцией является привести к надлежащим средствам к существованию. Они проявляются как отказ от ненадлежащих средств к существованию.
Когда он укрепился в сфере нравственности, куда входят надлежащая речь, надлежащая деятельность и надлежащие средства к существованию, его усердие, согласующееся и связанное с надлежащим взглядом, уничтожает лень и это называется надлежащим усилием.
Его характеристикой является приложение усилий. Его функцией является непорождение неблаготворного и т.д. Оно проявляется как прекращение ненадлежащего усилия.
Когда он старается таким образом, незабывчивость в его уме, связанная с надлежащим взглядом, сбрасывает ненадлежащее памятование и это называется надлежащим памятованием.
Его характеристикой является основание. Его функция состоит в том, чтобы не забывать. Оно проявляется как прекращение ненадлежащего памятования.
Когда ум охраняется высшим памятованием, объединение ума, связанное с надлежащим взглядом, уничтожает ненадлежащую собранность ума и это называется надлежащей собранностью ума.
Его характеристикой является неотвлечение. Его функция состоит в том, чтобы собирать ум. Оно проявляется как прекращение ненадлежащей собранности ума.
Таков метод в описании пути прекращения страдания.
Так следует понимать объяснение в части описания рождения и прочего.

3 группы, на которые делятся факторы пути

Ekavidhādivinicchayakathā

Друг Висакха, три группы не входят в благородный восьмеричный путь, это путь охватывается тремя группами.
Любая надлежащая речь, надлежащая деятельность, надлежащие средства к существованию: всё это входит в группу нравственности.
Любое надлежащее усилие, надлежащее памятование и надлежащая собранность: всё это входит в группу собранности ума.
Любой надлежащий взгляд и надлежащее намерение: всё это входит в группу мудрости.
Касаемо тройки, начинающейся с надлежащего усилия, собранность ума не может сама по себе вызвать фиксацию на объекте, но с усердием, выполняющем свою функцию по приложению усилия и памятованием, исполняющем свою функцию предотвращения дрожания, она способна на это.
Вот метафора: "Три друга, думая "Мы будем отмечать праздник" вошли в парк. Один увидел цветущее дерево, но протянув руку не смог достать до цветов.
Второй из друзей наклонился, чтобы первый мог взобраться ему на спину. Но стоя на спине он всё равно не смог сорвать цветы из-за неустойчивости.
И тогда третий друг подставил плечо для поддержки.
Так, стоя на спине одного и держась за плечо другого он собрал столько цветов сколько хотел и украсив ими себя пошёл отмечать праздник.
Так же и здесь.
Три фактора, начинающихся с надлежащего усилия, которые рождаются вместе, подобны трём друзьям, вместе вошедшим в парк.
Опора [сосредоточения] подобна цветущему дереву.
Собранность, которая сама по себе не может вызвать фиксацию на объекте, подобна человеку, не способному сорвать цветы подняв руку.
Надлежащее усилие подобно наклонившемуся другу, подставившему спину, на которую можно встать.
Памятование подобно рядом стоящему другу, подставившему плечо для поддержки.
Подобно вставшему на спину одного и держащегося за плечо другого человеку, который сорвал столько цветов сколько захотел, когда усердие исполняет свою функцию приложения усилий и памятование исполняет свою функцию предотвращения дрожания, собранность с помощью их может достичь фиксации на объекте.
И также в отношении надлежащего взгляда и надлежащего намерения: мудрость не способна сама по себе определить объект как изменчивый, мучительный и безличный.
Но с помощью рассуждения, вновь и вновь сталкивающего с объектом, она становится способна на это.
Каким образом?
Как денежный меняла, которому положили монету в руку, желает увидеть все её стороны, но не может сделать этого одной лишь силой своего глаза.
Но путём поворачивания монеты пальцами он может увидеть все её стороны, так и мудрость неспособна сама по себе определить объект как непостоянный и т.д.