Реальность, прекращающая страдание

Опубликовано khantibalo от

Формула

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ

Монахи, такова для благородных реальность, прекращающая страдание: безостаточное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение от этой жажды и не полагание на неё.

В Висуддхимагге даётся такое объяснение:

Nirodhaniddesakathā

А поскольку происходит отречение и прочее от этой жажды при достижении ниббаны и поскольку здесь нет ни одной опоры среди опор, состоящих из связок чувственных удовольствий и прочего, поэтому она называется отречением, отбрасыванием, освобождением, не полаганием на них.
Её характеристикой является умиротворение. Её функцией является не умирать или утешать. Она проявляется как не имеющая представления или она проявляется как неразнообразие.

Страдание прекращается путём прекращения его причины, поэтому формула 3 реальности и говорит о прекращении жажды.

В ДН 22 говорится где прекращается эта жажда:

Nirodhasaccaniddeso

Что бы в мире ни было приятным и милым, здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Прекращается она в тех же самых 9 шестёрках, где и обитает:

  1. 6 внутренних сфер чувств
  2. 6 внешних сфер чувств
  3. 6 видов сознания
  4. 6 видов соприкосновения
  5. 6 видов ощущения
  6. 6 видов распознавания
  7. 6 видов побуждения
  8. 6 видов мышления
  9. 6 видов изучения

Затухание и прекращение в формуле указывают на ниббану. В суттах говорится, что практикующий освобождается путём затухания жажды. Благодаря этому происходит безостаточное прекращение из-за уничтожения предрасположенностей.

Ниббане посвящена отдельная статья: ниббана.

В Висуддхимагге даются ответы на некоторые вопросы, касающиеся ниббаны:

  • можно ли считать ниббану несуществующей, если она непостижима? Ответ: Нет, потому что она постижима с помощью правильных средств.
  • является ли ниббаной отсутствие совокупностей в будущем? Ответ: Нет, это не так. Потому что, хотя прошлые и будущие [совокупности] отсутствуют, тем не менее нет достижения ниббаны [по одной лишь этой причине].
  • является ли ниббаной отсутствие совокупностей в настоящем? Ответ: Нет, это не так. Потому что их отсутствие невозможно, поскольку если они отсутствует, за этим следует их не-присутствие.
  • можно ли считать ниббаной не присутствие загрязнений? Ответ: Это не так. Будь оно так, то, поскольку загрязнения могут не существовать также и до момента благородного пути, из этого следует, что благородный путь был бы бессмысленным.
  • является ли ниббана простым уничтожением? Ответ: Нет, это не так, потому что из этого следовало бы, что состояние араханта является простым уничтожением. И помимо этого, из этого вытекало бы ошибочное следствие, что ниббана временна и т.п.
  • почему ниббана часто выражается косвенным образом (через другие термины)? Ответ: Из-за её крайней утончённости.  И её крайняя утончённость проявляется в том, что она склоняла Благословенного к бездействию [т.е. к тому, чтобы не объяснять Дхамму] и потому что видение Благородной личности требуется чтобы её увидеть.
  • является ли постоянство ниббаны аналогичным постоянству атома и прочего? Ответ: Это не так. Её постоянство заключается в отсутствии какой-либо причины, приводящей к её возникновению.

и др.