Реальность, прекращающая страдание

Опубликовано khantibalo от 29 августа, 2020 - 20:26

Формула

1. Dhammacakkappavattanasuttaṃ

Монахи, такова для благородных реальность, прекращающая страдание: безостаточное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение от этой жажды и не полагание на неё.

В Висуддхимагге даётся такое объяснение:

Nirodhaniddesakathā

А поскольку происходит отказ и прочее от этой жажды при достижении ниббаны и поскольку здесь нет ни одной опоры среди опор, состоящих из струн чувственных удовольствий и прочего, поэтому она называется отказом, отрешением, отпусканием, не полаганием на них.
Её характеристикой является умиротворение. Её функцией является не умирать или утешать. Она проявляется как не имеющая представления или она проявляется как неразнообразие.

Страдание прекращается путём прекращения его причины, поэтому формула 3 реальности и говорит о прекращении жажды.

В ДН 22 говорится где прекращается эта жажда:

Nirodhasaccaniddeso

Что бы в мире ни было приятным и милым, здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Прекращается она в тех же самых 9 шестёрках, где и обитает:

  1. 6 внутренних сфер чувств
  2. 6 внешних сфер чувств
  3. 6 видов сознания
  4. 6 видов соприкосновения
  5. 6 видов ощущения
  6. 6 видов распознавания
  7. 6 видов побуждения
  8. 6 видов мышления
  9. 6 видов изучения

Затухание и прекращение в формуле указывают на ниббану. В суттах говорится, что практикующий освобождается путём затухания жажды. Благодаря этому происходит безостаточное прекращение из-за уничтожения предрасположенностей.

Ниббане посвящена отдельная статья: ниббана.

В Висуддхимагге даются ответы на некоторые вопросы, касающиеся ниббаны:

  • можно ли считать ниббану несуществующей, если она непостижима?
  • является ли ниббаной отсутствие совокупностей в будущем?
  • является ли ниббаной отсутствие совокупностей в настоящем?
  • можно ли считать ниббаной не присутствие загрязнений?
  • является ли ниббана простым уничтожением?
  • почему ниббана часто выражается косвенным образом (через другие термины)?
  • является ли постоянство ниббаны аналогичным постоянству атома и прочего?

и др.