Анализ термина ariyasacca, общие положения

Опубликовано khantibalo от

Согласно суттам, слово ariya относится к тем, кто постигает их, а не к самим этим явлениям:

8. Lokasuttaṃ

Монахи, в этом мире с его марами и брахмами, с этим поколением, с его отшельниками и брахманами, правителями и простыми людьми Татхагата является благородным, поэтому они зовутся реальностями благородных.

В другом месте говорится, что они действительны или реальны:

7. Tathasuttaṃ

Реальность для благородных, являющаяся страданием, реальность для благородных, порождающая страдание, реальность для благородных, прекращающая страдание, реальность для благородных, являющаяся путём прекращения страдания - эти четыре реальности для благородных являются реальными, а не нереальными, не наоборот, вот почему они зовутся реальностями для благородных.

(интересны комментарии к этой формуле в подкомм. к ДН 1 и в комм. к СН 56.20)

Слово ariyasacca исследуется в 16 главе Висуддхимагги. В анализе слова sacca отсеиваются значения "правда" (этим отсеивается "истина"?), "отказ ото лжи", "взгляды", "высшая реальность" (в смысле ниббана и путь).

Их четыре, потому что невозможно ни добавить ни исключить ни одну из них, также невозможно заменить любую из них чем-то другим.

Порядок их объяснения таков, что сначала даётся страдание как легко уловимое и общее для всех живых существ явление. Затем показывается происхождение этого страдания. Затем показывается как путём прекращения причины можно устранить результат. Наконец даётся способ достижения этого.