sikkhamānā - двухлетний период предварительной подготовки

Опубликовано khantibalo от 15 марта, 2018 - 19:24

Двухлетний период предварительного обучения упоминается в истории основания женского ордена среди восьми принципов уважения. Однако там напрямую не говорится об обязательности его прохождения и нет никаких подтверждений того, что Махападжапати Готами или женщины из рода Сакья проходили его.

Также во второй главе раздела о монахинях там, где описывается процедура двухступенчатого приёма в орден, нет никаких упоминаний о прохождении претенденткой какого-либо периода обучения. В историях великих монахинь в комментарии к 8 главе Дхаммапады также нет ни одного упоминания прохождения ими периода предварительной подготовки.

На этом основании некоторые исследователи делают заключение, что не все монахини проходили его и он не является обязательным.

Для начала двухлетнего периода обучения претендентка должна обратиться к женской общине на официальном собрании. Женская община утверждает её обучение через процедуру общины.

В правилах женского ордена устанавливаются две категории женщин, которые проходят двухлетний период подготовки.

1. Кумарибхута - незамужняя женщина или девственница. В возрасте 20 лет она вправе просить женский орден принять её в монахини, перед этим она должна успешно завершить двухлетний период подготовки (sikkhamānā). Следовательно, она должна начать обучение в 18 лет. В правилах женского ордена говорится, что под словом "кумарибхута" в них понимается саманери. Это порождает вопрос - является ли кумарибхута каким-то отдельным видом женщин и может ли она не быть саманери (т.е. не отрекаться от мира)?

2. Гихигата - замужняя женщина. Женская Пч 65 говорит, что гихигата в 12 лет должна закончить двухлетний период обучения и вправе сразу же просить приёма в полноправные члены ордена. Это значит, что двухлетний период подготовки она должна начать уже в 10 лет. Однако это нарушает общий принцип приёма в полноправные члены ордена с 20 лет. Это противоречие наряду с самим по себе упоминанием замужних 10-летних женщин, сожительствующих согласно вибханге с мужчиной, заставляет некоторых исследователей искать альтернативные понимания, например то, что речь о женщине 12 лет прожившей замужем за мужчиной (например ТБ в переводе женской Патимоккхи).

Процедура начала периода обучения аналогичен для обоих видов женщин: претендентка должна склониться перед женской общиной, объявить, что она  удовлетворяет требованию по возрасту и попросить назначить ей двухлетний период подготовки под руководством заранее определённой монахини со стажем от 12 лет. Просьбу следует повторить троекратно. Опытная, обученная монахиня обращается к общине с одним ходатайством и одним объявлением. Если никто не высказал возражений - период обучения считается утверждённым.

В процессе периода обучения женщина должна соблюдать 6 правил:

  1. отказ от убийства
  2. отказ от взятия неданного
  3. отказ от любой сексуальной активности
  4. отказ от ложной речи
  5. отказ от употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности
  6. отказ от приёма пищи в неположенное время

Интересно, что в процедуре начала периода обучения говорится, что претендентка складывает верхнее одеяние (uttarāsaṅgaṃ) на одном плече, что может свидетельствовать о её отрешении от мира и ношении монашеской одежды.

Процедура приёма в монахини также в целом аналогична для обоих видов женщин: претендентка должна склониться перед женской общиной и объявить, что она закончила двухлетний период подготовки, удовлетворяет требованию по возрасту и просить принять её в монахини. Просьбу следует повторить троекратно. Опытная, обученная монахиня обращается к общине с одним ходатайством и одним объявлением. Если никто не высказал возражений - претендентка считается принятой в орден. Заметим, что в тексте процедуры не описан опрос претендентки и ничего не сказано о приёме в мужской общине, как это требуется в 20 главе Чулавагги.

Отдельное описание процедуры приёма и правил для саманери мне (khantibalo) в палийских текстах найти не удалось.

Скорее всего они аналогичны тем, что у мужчин: приём в саманеры не является процедурой общины, для этого нужен лишь наставник со стажем полноправного монашества от 10 лет, который будет согласен взять кандидата под свою опеку. Должны быть приготовлены все принадлежности - одеяния и сосуд для подаяния. Кандидат считается принятым после зачитывания под диктовку учителя 3 прибежищ и 10 правил. Объяснение для мужчин см. тут.

Если следовать объяснению женской Вибханги, что кумарибхута соответствует саманери, то при желании стать полноправной монахиней она должна по достижении 18 лет просить период подготовки и по его завершении - членство в общине. Какой свод правил будет действовать для неё в период подготовки (6 или 10) - под вопросом.

 

Комментарии

вот здесь процедура начала для кумарибхуты двухлетнего периода обучения:
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=312
говорится, что кумарибхута в этом правиле является синонимом саманери:
https://tipitaka.theravada.su/view.php?ContentID=5567
Процедура приёма кумарибхуты в бхикхуни по окончании двухлетнего срока
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=313

Процедура начала для гихигаты периода обучения
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=305
Процедура приёма гихигаты в бхиккхуни по окончании двухлетнего срока
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=306

Хотя здесь саманери выделена в отдельную категорию по отношению к сиккхамане
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=332
но в женской патимоккхе нет правил, касающихся саманери, в то время как они есть для кумарибхуты и гихигаты.