Основные правила монахинь. Отличия от правил монахов-мужчин

Опубликовано khantibalo от 20 июня, 2018 - 18:27

Существует 227 правил, регулирующих жизнь тхеравадинского монаха, и 311 – монахинь. Можно сказать, что жизнь монахинь регламентируется жестче, и наказания, предусмотренные за невыполнение того или иного предписания, так же часто более ощутимые.

Параджика

Первые восемь правил относятся к категории "параджика" (Pārājika), нарушение которых приводит к немедленному изгнанию из ордена.
1. Секс, включая животных
2. Воровство, даже если монахиня взяла что-то, что не было дано, в необитаемом месте или пустыне
3. Убийство, поиск убийцы, восхваление смерти или подстрекательство к ней
4. Ложные заявления о высоких достижения в практике
5. Согласие на похотливый телесный контакт со стороны мужчины
6. Несообщение общине о нарушении класса "параджика", совершённой другой монахиней
7. Следование (быть последовательницей) монаха, который был единогласно отлучён общиной монахов и продолжать следовать за ним после вынесения третьего замечания
8. Согласие с тем, что страстный мужчина берёт её за руку, трогает край её одеяния, стоит с ней, беседует с ней. Также ходить на свидания с ним, ходить с ним в укромное место - всячески потакать физическому контакту.

Для монахов существуют только первые четыре правила, совпадающие с первыми четырьмя правилами женской сангхи. 5 правило является для мужчин сангхадисесой, 6 правило - пачиттия 64.

Сангхадисеса

Следующая группа правил формирует Сангхадисесу (Saṅghādisesa).

Правил в этом разделе вновь больше: 17 против мужских 13.

Нарушение этих правил требует проведения собрания монашеской общины и наложения на провинившуюся монахиню испытательного срока (если требуется) и искупительного периода. Во время испытательного срока на провинившуюся налагаются ограничения. По его истечении община должна вновь собраться и восстановить провинившуюся в правах. В случае если во время испытательного срока или искупительного периода она совершает ещё одну сангхадисесу, то её возвращают на начальную стадию того периода, который она отбывает (нужно собрание общины?).

Формула правил также отличается от мужских тем, что все они содержат, помимо требования собраний общины также (временное) изгнание провинившейся.

1. Начинает судебный процесс против домохозяина, его сына, его раба, его рабочего

Этого правила нет у мужчин

2. Принимает в орден воровку, приговоренную к смерти без согласия правителя, общины (saṅghaṃ - монашеской?), или совета, или комитета, или гильдии если только женщина не принята уже другой сектой или другими монахинями

Этого правила нет у мужчин

3. Идет одна по деревне, речному берегу, остается одна на ночь, отстает от своих компаньонок

Этого правила нет у мужчин

4. Без разрешения монашеской общины восстанавливает отлучённую монахиню

Этого правила нет у мужчин

5. Страстная, получает еду из рук страстного мужчины, поглощает или жует ее

Этого правила нет у мужчин

6. Советует монахине принять еду из рук страстного мужчины говоря: "какая разница, страстный этот мужчина или нет, если ты не испытываешь страсти? Давай, любезная, принимай от него еду..."

Этого правила нет у мужчин

7. Занимается сватовством - передаёт брачные намерения мужчины женщине или наоборот, даже если это намерения кратковременной связи

8. Ложное обвинение другой монахини в нарушении класса "параджика" с желанием, чтобы она покинула монашество

9. Ложное обвинение другой монахини в нарушении класса "параджика" используя простую уловку, с желанием, чтобы она покинула монашество

Нарушение следующих правил подразумевает троекратное замечание нарушительнице со стороны общины. Если она не внемлет, ей засчитывается полное нарушение класса "сангхадисеса".

10. Говорит, что отрекается от трёх драгоценностей, заявляет, что есть и другие сообщества практикующих и что она будет следовать монашеской жизни в этих сообществах.

Этого правила нет у мужчин

11. Обвиняет монахинь в пристрастности, проиграв в дискуссии по какому-то спорному вопросу, даже незначительному

Этого правила нет у мужчин

12. Образование группы порочных монахинь и отказ распуститься даже после требования общины о роспуске группы.

Этого правила нет у мужчин

13. Наперекор требованию распустить порочную группу из 12 правила советует им оставаться вместе даже после тройного замечания.

Этого правила нет у мужчин

14. Агитирует за раскол, зная, что её позиция противоречит Дхамма-Винае

15. Выступает в защиту монахини, агитирующей за раскол, выставляет себя как её сторонницу

Этого правила нет у мужчин

16. Просит не делать себе замечаний в обмен на отсутствие замечаний к другим

17. Развращение семей

Аскетические практики

Для монахов-мужчин разрешено 13 аскетических практик. Из них для монахинь разрешено только 8:

  1. ношение одежды из лохмотьев
  2. использование только трёх частей одежды (один комплект)
  3. приём в пищу только полученного на сборе подаяния (отказывать мирянам в ответ на приглашения на обед)
  4. последовательный обход домов в процессе сбора подаяния
  5. однократное принятие пищи
  6. принятие пищи только из сосуда
  7. использование любого места для постели
  8. отказ от лежачего положения

Комментарии

Вот вся женская патимоккха
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=25103
подробное описание самих правил в Pācittiyapāḷi, хотя по логике оно заслуживает отдельного раздела
https://tipitaka.theravada.su/index.php?NodeID=85
Для сравнения мужская Патимоккха
https://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=25093
перевод всей женской патимоккхи
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/vin/sv/bhikkhuni-pati.html
таблица аскетических практик
https://books.google.ru/books?id=6XFW45RDK6wC стр 84

Интересно как в 10 правиле может быть какое-то наказание, ведь оно фактически соответствует оставлению монашества, после которого наказаний быть не может.