Аргументы в пользу восстановления женского монашества в статье бхиккху Бодхи

Опубликовано khantibalo от

В последнее время вопрос о возможности стать бхиккуни обсуждается много и часто. Этому, в том числе, посвящена статья Бхиккху Бодхи "Возрождение приёма в монахини в традиции Тхеравада"
отрывок из статьи на английском можно прочитать здесь.

Бхиккху Бодхи указывает, что последние признаки существования женской сангхи в странах, следующих буддизму тхеравады, встречаются в 11 веке на Шри Ланке. И вот, спустя столько столетий, мы наблюдаем здесь же возрождение ордена бхиккуни.

Первый приём женщин произошёл в индийском Сарнатхе (Sarnath) в декабре 1996 года, когда десять ланкийских женщин были приняты в орден бхиккхуни ланкийскими монахами из общины Махабодхи при поддержке монахов и монахинь из Кореи.

В феврале 1998 года это начинание было продолжено в Бодхгае приёмом в орден женщин из разных стран. Церемония проходила под эгидой базирующегося на Тайване монастыря Fo Guang Shan и в присутствии бхиккуни из разных буддийских стран равно тхеравадинской и махаянской традиций вместе с монахинями с Тайваня.

С этого момента приём в монахини происходит на Шри Ланке регулярно, и в настоящий момент принято более пятисот женщин.

Однако положение бхиккуни до сих пор остается маргинальным, и официальные монашеские ордена по-прежнему не признают их, как и правительство Шри Ланки.

В других тхеравадинских странах, особенно Тайланде и Мьянме, противодействие возрождению ордена бхиккуни все еще сильно. Консервативные старшие монахи рассматривают это движение как противоположное Винае и даже как угрозу долговечности буддизма.

В чем же причина такого положения дел?

Приём в женский орден состоит из трех стадий:
    1) отрешение от мирской жизни
    2) двухлетний период обучения
    3) приём в полноправные члены ордена бхиккхуни

Консервативные тхеравадины настаивают, что отрешение от мирской жизни для претендентки всегда проводилась полноправной монахиней. Они отмечают, что во всех текстах и комментариях указыывается, что, когда женщина просит Будду принять ее в орден, ни Будда ни монахи никогда не проводили для неё процедуру отрешения от мирской жизни и всегда отправляли желающих к монахиням.

Более поздние тексты явно указывают на прямое запрещение монахам проводить для женщин процедуру отрешения от мира. Так, в Махавамсе, “Великой Хронике” истории Шри Ланки рассказывается история прибытия на Шри Ланку монаха Махинды и его разговор с королевой Анулой:

“О великая королева, нам не позволено проводить для женщин процедуру отрешения от мира. Но в Паталипутте живет монахиня, моя младшая сестра, известная под именем Самгхамитта. Это опытная монахиня, которая приедет сюда и привезет южную ветку великого дерева Бодхи, а также знаменитых бхиккуни”.

Второе препятствие женскому приёму в орден основывается на шести принципах, которые должны соблюдаться. Правило гласит, что, прежде чем вступить в орден бхиккхуни, женщина должна пройти двухлетний период подготовки, соблюдая шесть правил.

Статус сиккхаманы женщина получает через процедуру общины. И эта процедура должна проводиться женской, а не мужской общиной, и, следовательно, в отсутствии женской общины у желающиз нет никакой возможности начать этот период.

Без прохождения двухлетнего обучения нельзя закончить подготовительный курс, требующийся для полного членства. Далее, после окончания тренировки в шести правилах, сиккхамана должна получить согласие от общины, и это согласие также дается женской общиной. По мнению специалистов в монашеской дисциплине из-за отсутствия в Тхераваде полноценной женской общины, невозможно пройти эти две ступени и как следствие, полноценно вступить в женский орден.

Но наиболее непреодолимый барьер заключен в процедуре приёма в орден.

Метод принятия в монашество называется "приём через восемь провозглашений". Женщину-кандидата последовательно должны представить и принять в женской  и мужской общине, и в отсутствии женской общины процедуры невозможна.

Менее консервативные представители традиции Тхеравады высказывают следующие возражения.

Во-первых, Будда дал право монахам принимать женщин в монахини (как это произошло с первой монахиней Махападжапати Готами, и сопровождавшими ее женщинами из рода Сакья) и никогда не отзывал его.

Во-вторых, существует понятие "принятая одной стороной" - упоминание о чем встречаются в Винае Питаке. Можно предположить, что речь идет о некоторых монахинях, прошедших процедуру только в мужской или женской общине (прим. khantibalo - это скорее всего женщины, принятые мужской общиной, когда ещё не был установлен приём через женскую общину).

Одним из аргументов против возрождения женской сангхи служит в том числе и знаменитое высказывание Будды о том, что с приёмом женщин система/учение Будды просуществует не надлежащие тысячу лет, а лишь пятьсот.

Однако по мнению Бхиккху Бодхи возрождение женского ордена всё же необходимо.
Прежде всего – как предоставление возможности буддистам-мирянам выполнить все дары и получить все заслуги. Сообщество благородных известно как поле заслуг для мира, и монашеский орден его олицетворяет.

В Даккхинавибханга сутте (МН142) Будда объясняет семь типов даров, которые могут быть сделаны с посвящением всему ордену:

  1. дар обеим общинам, возглавляемым Буддой
  2. дар обеим общинам после ухода Будды
  3. дар именно мужской общине (с посвящением всему мужскому ордену)
  4. дар именно женской общине (с посвящением всему женскому ордену)
  5. дар монахам и монахиням, выбранным представлять оба ордена
  6. дар монахам, выбранным представлять мужской орден
  7. дар монахиням, выбранным представлять женский орден

Сегодня, из-за отсутствия женского ордена, из семи типов даров возможны только два.

Сам Бхикку Бодхи является, очевидно, представителем реформисткого крыла Тхеравады и сторонником восстановления ордена бхиккуни. По его словам, в глазах образованных людей всего мира, включая светских последователей Тхеравады, упорное нежелание тхеравадинов признавать право женщин на получение монашества не может найти поддержки, особенно на фоне развития женского монашества в традиции Махаяна, которая, как известно, в корне своем опирается на те же тексты Трипитаки. Бхикку Бодхи также приводит много соображений об изменившимся положении женщин в современном мире, равноправии и демократизации.

С его точки зрения, существует несколько методов восстановления женской сангхи.

Во-первых, позволить монахам-тхеравадинам проводить приём в женскую сангху, пока та не станет действующей и не сможет принять участие в двойном приёме. Этот метод опирается на первоначальное учение Будды и исторические корни возникновения женской сангхи.

Во-вторых, ввести двойной приём (и женской и мужской общиной), объединяя тхеравадинских монахов и монахинь из стран Юго-Восточной Азии, таких, как Тайвань. Именно таким образом и была проведена большая церемония приёма в Бодхагайе в феврале 1998 года.

Сейчас, когда на Шри Ланке уже существует тхеравадинский женский орден, вопрос его возрождения более не уместен. Любая женщина, желающая стать монахиней, может приехать на Шри Ланку и вступить в орден.

Бхикку Бодхи подчеркивает, что Будда не рассматривал монашескую дисциплину как неподвижную, заключенную в камень систему. (прим. khantibalo - здесь ББ пишет, что это учение было дано Буддой незадолго до своей кончины, однако это ошибка, в ДН16 даётся другая четвёрка, согласно которой напротив нужно сверять всё с суттами и Винаей. В то же время перед смертью Будда разрешает ордену отменить незначительные правила.).

В Виная питаке записаны следующие "великие стандарты":

  1. Если что-то не было отвергнуто мной со словами "это не разрешено", если это согласуется с тем, что не было разрешено, и исключает то, что было разрешено, это вам не позволено
  2. Если что-то не было отвергнуто мной со словами "это не разрешено", если это согласовывается с тем, что было разрешено, и исключает то, что не было разрешено, это вам позволено
  3. Если что-то не было санкционировано мной со словами "это позволено", если это согласовывается с тем, что не было разрешено, и исключает то, что было разрешено, это вам не позволено
  4. Если что-то не было санкционировано мной со словами "это позволено", если это согласовывается с тем, что было разрешено, и исключает то, что не было разрешено, это вам позволено

Бхикку Бодхи приводит в подтверждение своей позиции историю Мьянмы – одного из наиболее консервативных бастионов Тхеравады – где в 1949 году учитель медитации Джетаван Саядо заявил, что двойной приём предназначен к применению только при наличии женского ордена и что позволение, данное Буддой монахом по одностороннему приёму женщин сохраняет свою силу на протяжении всей истории буддизма. Будда предвидел исчезновение в будущем женского ордена и дал монахам разрешение принимать женщин в монахини именно как средство решить эту проблему.


Тханиссаро Бхиккху на своём сайте опубликовал серию статей с анализом аргументов в пользу восстановления женского монашества и показал, что при тщательном исследовании правил, касающихся этого вопроса, выходит, что прекративший своё существование женский орден не может быть восстановлен никем кроме нового будды. То же самое будет справедливо и для мужского ордена, когда он прекратит своё существование. По мнению Тханиссаро Бхиккху восстановление женского ордена тем или иным способом принесёт только вред.

Комментарии

Я также встречал аргумент о сохранении старых разрешений на приём, состоящий в том, что Будда будучи при смерти принял Субхадду словами ehi bhikkhu, хотя на тот момент уже была полноценная процедура приёма. Однако в ДН16 Будда не принимает Субхадду словами ehi bhukkhu, он говорит Ананде провести для него процедуру отрешения от мира. В то же время дальше в ДН16 сказано, что Субхадда получил отрешение и полное членство в присутствии (рядом) с Благословенным, что намекает на приём ehi bhikkhu.

В связи с этой путаницей вряд ли можно считать это сильным аргументом.