Общее о трёх корнях

Опубликовано khantibalo от 6 октября, 2021 - 19:01

Корням неблаготворного посвящена "огненная проповедь" - СН 35.28. В материалах для изучения огненной проповеди представлено исследование этой темы.

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

А что является корнем неблаготворного?
Алчность является корнем неблаготворного, отвращение является корнем неблаготворного, заблуждение является корнем неблаготворного. Вот что, друзья, называется корнем неблаготворного.

Для корней в комментарии к МН 9 даётся следующее объяснение:

Akusalakammapathavaṇṇanā

Среди них алчность сама является неблаготворной в смысле, что она порицаема и имеет мучительные последствия, и также она является корнем тех неблаготворных поступков, что начинаются с убийства живых существ, для некоторых из которых она является связанной производящей причиной, для некоторых она является способствующим условием. Поэтому она является корнем неблаготворного.
Тот же принцип применим в случае (остальных) корней неблаготворного - отвращения и неведения.

В том же комментарии приведено какие корни действуют в каких неблаготворных поступках (конспект).

В АН 3.72 говорится, что человеку, которого одолевают три корня неблаготворного присущи следующие характеристики:

  1. он думает ради собственного недуга, ради недуга других, ради недуга себя и других и также испытывает умственное страдание
  2. он совершает дурные поступки телом, речью и умом
  3. он не знает собственного блага, блага других, блага себя и других

В АН 3.70 говорится как корни мотивируют поступки, имеющие неблагоприятные последствия. Дост. Нянапоника пишет, что неблаготворными являются все поступки, которые мотивированы тремя корнями, а не только те, которые перечислены в МН 9. Однако поступки за пределами списка МН 9 по его словам не имеют тяжких каммических последствий и могут не считаться аморальными.

Кроме того, корни неблаготворного ведут к (духовной) слепоте, отсутствию знания, препятствуют мудрости, не ведут к ниббане. Избавлением от них является благородный восьмеричный путь.

Три корня как три огня

Метафора с тремя огнями содержится в "огненной проповеди" - СН 35.28. Объяснение даётся в комментарии к Итивуттаке 93:

4. Aggisuttavaṇṇanā

Поскольку страсть, когда она возникает, сжигает и поглощает живых существ, она называется огнём,
то же самое с остальными двумя.
Подобно тому, как огонь поглощает топливо, из которого он возник, и перерастает в большой пожар, так страсть, отвращение и невежество поглощают поток жизни в котором они возникли, и перерастают в большой пожар, который трудно потушить.
Бесконечно число существ с охваченными страстью сердцами, кто погиб в результате страдания от неудовлетворённого желания.
Такова сжигающая сила алчности.
Что касается сжигающей силы отвращения, особым примером являются божества, потерпевшие крах из-за умственной злости, а примером невежества - божества, потрепевшие крах из-за игривых удовольствий.
В своём невежестве последние становятся столь забывчивыми, что пропускают время принятия пищи и погибают.
Такова сжигающая сила страсти и прочего, в том, что касается нынешней жизни.
В будущих жизнях эти три огня ещё более ужасны и труднопереносимы, в том смысле, что страсть и прочее могут вызвать перерождение в аду и других мирах страданий.

Предрасположенности как одно из проявлений корней

Разбираются на странице "предрасположенности".