Отвращение

Опубликовано khantibalo от

Определение

В комментарии к МН 9:

Akusalakammapathavaṇṇanā

Оно ненавидит, поэтому оно зовётся отвращением.

В Абхидхамме даётся следующее определение (здесь фрагменты)

Hetugocchakaṃ

Что здесь отвращение?
антипатия, отвращение, отторжение, ..., дурной умысел, ..., раздражительность, антагонизм, ненависть, злоба, негодование, мстительность...

Эти явления появляются на основе мыслей о том, что кто-то нанёс вред мне или тому, кого я люблю, или сделал благо тому, кого я не люблю.

Характеристика и функция

По Висуддхимагге:

Saṅkhārakkhandhakathā

Отвращение имеет характеристику жестокости как взбешённая змея. Его функцией является распространяться как капля яда, или его функцией является сжигать свою основу как лесной пожар.
Оно проявляется как преследование, подобно врагу, которому удалось добиться своего. Его производящей причиной являются основы раздражения. Его следует считать протухшей мочой, смешанной с ядом.

В АН 3.69 говорится, что отвращение значительно порицаемо и стихает быстро. Комментарий объясняет это:

8. Aññatitthiyasuttavaṇṇanā

"Значительно порицаемо": с точки зрения порицаемого в мире и с точки зрения порицаемых последствий. Так оно значительно порицаемо на двух основаниях.
Почему?
Ведь из-за отвращения разозлившись человек совершает зло в отношении матери, отца, брата, сестры и прочих, даже в отношении отрешившихся от мира.
В тех, местах, которые он посещает, он получает большое осуждение: "этот человек совершает зло в отношении матери, отца, брата, сестры и прочих, даже в отношении отрешившихся от мира".
Так оно с точки зрения порицаемого в мире значительно порицаемо.
Кроме того, из-за совершённого под действием отвращения поступка с фиксированным результатом он целый мировой цикл жарится в аду.
Так оно значительно порицаемо с точки зрения порицаемых последствий.
"Быстро стихает": быстро затухает.
Ведь из-за отвращения разозлившись, совершив зло в отношении матери, отца, памятника, дерева Бодхи или отрешившихся от мира, [говоря] "простите меня"
признаёт свой проступок.
Как только его простили этот поступок становится искуплённым.

Отвращение подпитывается неосновательным вниманием к представлению возмущения (см. статью "недоброжелательность").

Почтенный Нянапоника пишет:

Отвращение - это разрушительный и антиобщественный фактор, причина несказанных бед людей и всех их сообществ. По этой причине можно ожидать, что общество будет считать его "большим злом", большим врагом общественному благополучию и делать всё возможное для ослабления и устранения его. Но напротив мы обнаруживаем, что большие и маленькие человеческие институты часто используют ненависть ради собственных эгоистичных целей или стимулируют поступки, слова и мысли ненависти, мотивированные полными заблуждениями идеологиями. С ходом истории лидеры в поисках поддержки широких масс всегда находили, что гораздо проще объединять людей вокруг общей ненависти, чем общей любви. На личном уровне отвращение всех видов часто возникает из-за конфликтующих личных интересов и эгоцентричного антагонизма других видов. Отвращение может стать столь же захватывающей как похотливая страсть, но обычно оно более деструктивно как для питающего отвращение, так и для жертвы. Оно может пустить в уме глубокие корни будь то в форме тлеющей вражды или в наслаждении вспышками насилия. Благодаря отвращению ум человека может упасть на более низкий уровень, поэтому асегда есть риск перерождения на уровне ниже человеческого. Однако для того, кто не отождествляется со своими умственными состояниями и видит необходимость и имеет желание меняться, будет нетрудно контролировать ненависть или злобу до момента пока она разрастётся. Отвращение вызывает раздражение, напряжённость и недовольство, а поскольку люди "стремятся к счастью и не рады несчастью", понимающие последствия отвращения люди обычно будут пытаться избавиться от него.

Как отвращение мотивирует поступки

Согласно комментарию к МН 9  (конспект) из 10 неблаготворных путей поступков отвращение мотивирует следующие:

  1. убийство
  2. взятие неданного
  3. ложная речь
  4. ссорящая речь
  5. грубая речь
  6. пустая болтовня