Первая проповедь

Опубликовано khantibalo от

Сведения об этих событиях даются в комментарии к джатакам, а также в суттах.

1. Первую неделю после Постижения Будда провёл под деревом Бодхи, испытывая блаженство ниббаны и входя в различные достижения. Божества стали роптать, для рассеяния их сомнений Будда явил двойное чудо.

2. Вторую неделю он провёл с северо-восточной стороны от сидения, стоя вглядываясь в то место, где он обрёл всеведение.

3. Третью неделю он провёл, занимаясь медитацией при ходьбе между сидением и местом стояния.

4. Четвёртую неделю он провёл в созданном божествами доме-сокровище на северо-западе от дерева Бодхи, обдумывая Абхидхамму. В комментариях говорится, что именно тогда из его тела начал исходить свет.

5. Пятую неделю он провёл у подножия пастушьего баньяна наслаждаясь блаженством освобождения.

В то время дочери Мары - Жажда, Недовольство и Страсть увидели, что отец опечален и предложили свою помощь, чтобы покорить Будду. Они принимали образ женщин разного возраста, пытаясь соблазнить Будду. На то Будда ответил им двумя строфами Дхаммапады:

14. Buddhavaggo

Чью победу нельзя обратить в поражение, ничто побеждённое в этом мире его не преследует
Каким путём вы поведёте такого Будду, бесследного, чья сфера бесконечна?
Того, в ком нет связывающей и опутывающей жажды, ведущей в какое-либо [бывание]
Каким путём вы поведёте такого Будду, бесследного, чья сфера бесконечна?

6. На шестую неделю Будда отправился под дерево, где нага Мучалинда укрывал его от непогоды складками своего капюшона, а Будда наслаждался блаженством освобождения.

7. Седьмую неделю он провёл под деревом Раджаятана, где наслаждался блаженством освобождения.

По окончании 7 недель мимо того места проезжали 2 купца Тапассу и Бхаллука, они поднесли Будде еду и приняли прибежище в нём и Дхамме. Чтобы Будда смог принять дар, божества подарили ему сосуд для подаяния.

Произошедшее далее описано в МН 26. По традиции всех будд, когда они достигают состояния будды, у них возникает понимание глубины открытого им учения и сомнения о возможности объяснить его другим. Особенно глубокими учениями для Будды выглядит обусловленное возникновение и ниббана.

Брахма Сахампати понял, что у Будды возникают такие мысли, предстал перед ним и взмолился, чтобы Будда объяснял Дхамму. Тогда Будда осмотрел мир оком Будды и увидел различных существ с разной способностью воспринять учение. На том он произнёс строфу, в которой объявил, что будет учить:

6. (26) Pāsarāsisuttaṃ

"Открыты в Бессмертное для них врата:
Пусть способные слышать проявят доверие.
Предвидев трудности, я молчал
О Дхамме возвышенной среди людей, о Брахма".

Подумав кому первому рассказать Дхамму, он вспомнил о своих прошлых учителях - Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. Но оказалось, что на тот момент они оба уже скончались. Тогда Будда подумал о своих пяти спутниках и поняв где они находятся, отправился к ним в Баранаси.

По пути в Баранаси его встретил аскет Упака. Удивившись облику Будды Упака спросил кто он. Но узнав из стихотворного ответа, что перед ним Будда, идущий читать первую проповедь, он не выразил никакой особой реакции и ушёл.

Будда пришёл к пяти аскетам в полнолуние Асалха. Изначально они договорились не оказывать Сиддхатхе никакого почтения, но не смогли сдержать своего уговора. Беседуя с Буддой они не поверили, что он достиг бессмертного и только путём уговоров Будде удалось заставить их слушать. Будда прочёл им свою первую проповедь - СН 56.11 (конспект), в процессе которой Кондання достиг вхождения в поток. В Виная Питаке сказано, что по окончании наставления он попросил принять его в ученики. Будда принял его, таким образом основав мужской монашеский орден, и продолжал наставлять остальных. Через несколько дней остальные аскеты достигли вхождения в поток и попросили принять их в ученики.