Материалы для изучения наставления о запуске колеса Дхаммы (СН 56.11)

Опубликовано khantibalo от

Наставление о запуске колеса Дхаммы (СН 56.11) является первым наставлением, прочитанным Буддой после постижения.

1. История первой проповеди

Описывается в разделе "Достижение состояния Будды" и "Первая проповедь".

2. Основные положения первой проповеди

2.1 Будда говорит, что открыл благородный восьмеричный путь, который не клонится к двум крайностям и ведёт к ниббане (или Будда открыл его не склоняясь в крайности).

2.2 Будда объясняет четыре реальности (действительности) для благородных, в которые входит благородный восьмеричный путь

В суттах наиболее подробное объяснение 4 реальностей и Б8П в одной сутте находится в ДН22 (конспект)

4 реальности (в особенности первая) подробно разбираются в 16 главе Висуддхимагги (конспект). В Виная питаке к тексту первой проповеди есть примечание, что традиционная формула 2 и 3 реальностей имеет грамматические отклонения и даёт правильные варианты, согласно которым нужно понимать формулу.

Факторы Б8П разбираются в разных суттах, ссылки и фрагменты из них можно найти здесь.

2.3 Будда объясняет, что по отношению к каждой реальности у него возникло 3 вида знания (всего 12). Это и есть "колесо Дхаммы" от которого берёт своё название первая проповедь. Также Будда говорит, что он заявил о полном постижении 4 реальностей только тогда, когда видение 4 реальностей с 3 видами знания стало у него полностью чистым. 3 вида знания:

  1. знание о том, что это реальность
  2. знание что нужно сделать в отношении её
  3. знание что требуемое было сделано

3. Результат первой проповеди

3.1 Конданья достиг вхождения в поток, в комментарии говорится, что по окончанию чтения первой проповеди вхождения в поток достиг не только Конданья, но и 18 мириадов присутствовавших там брахм. Конданья также стал первым членом "сообщества благородных" после Будды.

3.2 Благодаря восклицанию божеств весть о том, что Будда повернул колесо Дхаммы, разнеслась по всему мировому элементу.

4. Происхождение первых учеников

В комментарии к 11 и 12 строфе Дхаммапады даётся история прошлых жизней монаха Конданни. Говорится, что 91 мировой цикл назад во время жизни Будды Випасси было два брата. Они вместе засеяли большое поле. Старший брат однажды вышел на поле и попробовал незрелый рис. Он показался ему очень вкусным и он решил подать будде дар из незрелого риса. Но младший брат в ответ на его предложение сказал, что тем самым он только испортит посевы. Старший настоял на своём и они решили поделить поле пополам. Старший велел собрать все зёрна со своей половины и приготовил из этого подношение будде. По завершении подношения он пожелал, чтобы благодаря дару первых (свежих) плодов он смог первым получить плод архатства. Будда сказал "пусть так и будет". Когда старший брат вернулся на поле, он увидел, что весь рис на месте и испытал пятифакторный восторг. И так он продолжил делать подношения на всех 9 этапах возделывания риса вплоть до уборки в амбар.

Также во времена Будды Падумуттары он тоже сделал большие подношения и пожелал того же самого. Его желание исполнилось - во времена Будды Готамы он стал монахом Конданьей. В комментарии к ДН16 говорится, что его младший брат подал Будде Випасси только одно подношение, когда рис был уже убран. При жизни Будды Готамы он стал последним прижизненным учеником Будды по имени Субхадда.