Эта история даётся в комментарии к джатакам, где дост. Буддхагоса приводит стихи из Буддхавансы с комментариями.
4 асанкхеи 100 тысяч мировых циклов назад был город Амаравати или Амара. В нём проживал брахман Сумедха, который был выходцем из богатого рода. Когда его родители умерли, ему показали огромное наследство, которое он получил. Видя, что родители не смогли взять с собой ни гроша, Сумедха воссел в верхней комнате своего дома и начал размышлять о том сколь мучительно перерождение. Он заключил, что тому, кто подвержен рождению, старости и смерти надлежит стремиться к освобождению от них. И это освобождение существует как противоположность состоянию возобновляемого рождения. Приводится девять метафор, которые пришли ему на ум в этом процессе, например:
И так же как если человек, страдающий от болезни, при наличии врача, способного его исцелить, не идёт ко врачу и не лечится, то это вина не врача, а человека,
точно так же если человек страдает от болезни умственных загрязнений и не ищет находящегося поблизости духовного учителя, знающего путь прекращения загрязнений, то это вина человека, а не учителя, уничтожающего загрязнения".
На том он решил стать аскетом, раздав своё имущество нуждающимся. Аскет Сумедха поселился в Гималаях и через неделю старательной практики достиг 8 достижений (4+4 джханы) и 5 сверхзнаний.
Размышляя о том, что пища приводит к росту неблаготворных видов умственного поведения, он решил на время отказаться от материальной пищи и решил в течение недели обходиться без неё, пребывая в состоянии 5 сверхзнаний и 8 достижений.
Как раз в то время, пока он находился в этих состояниях, в мире появился будда Дипанкара. Были знаки, связанные с его рождением, достижением состояния Будды и чтением первой проповеди, но Сумедха не заметил их, находясь в медитации. В то время будда Дипанкара с учениками поселился в монастыре близ города Рамма и жители пригласили его вместе с монахами принять подношение в их городе. Будда согласился и они начали готовить дорогу, по которой он пойдёт. Аскет Сумедха в то время пролетал мимо того места, где люди готовили дорогу и спросил что происходит. Они рассказали, что появился будда и скоро он пойдёт по этой дороге.
Сумедха решил принять участие в подготовке дороги и жители города, зная, что он обладает сверхсилами, выделили ему болотистый участок. Но Сумедха решил не использовать сверхсилы и делать всю работу вручную. Однако он не успел закончить работу и когда Будда с учениками показался, Сумедха решил пожертвовать своей жизнью ради будды и лёг на землю, чтобы Будда и монахи не шли по грязи, а прошли по нему.
Лёжа в грязи Сумедха подумал, что мог бы стать учеником будды Дипанкары и достичь архатства под его руководством, но решил вместо этого стать буддой сам.
Далее комментарий даёт перечень условий, которые должны соблюдаться, чтобы желание стать буддой исполнилось:
- устремление должен делать человек
- устремление должен делать мужчина
- делающий устремление должен иметь возможность стать арахантом под руководством будды
- устремление делается перед лицом живого будды
- делающий устремление должен быть в облике отшельника (не мирянин)
- делающий устремление должен обладать 8 достижениями и 5 сверзхнаниями
- делающий устремление должен быть готов отдать жизнь за будду
- делающий устремление имеет огромное желание, усилие и стремление
Приводится несколько метафор насколько большим должно быть желание стать буддой. Например такая:
Вот каков пример сколь велико должно быть это желание: если такой человек способен своими силами пересечь состоящую из воды всю внутренность мировой системы, то его желание стать Буддой исполнится.
У аскета Сумедхи все эти 8 условий выполнялись. Будда Дипанкара посмотрел на Сумедху и понял, что он принял решение стать буддой. Взглянув в будущее он понял, что через 4 асанкхеи 100 тысяч мировых циклов он станет буддой по имени Готама. Это он и объявил всем присутствующим. Жители города и будда Дипанкара выразили почтение аскету Сумедхе и удалились. Он же начал размышлять об условиях, которые необходимо исполнить, чтобы стать буддой. Так он последовательно открыл 10 совершенств, приводя для каждого красочные метафоры. Пример метафоры для первого совершенства - дарения:
Как перевёрнутый сосуд с водой полностью опорожняется, так что ни капли воды не остается в нём и воду эту уже не вернуть, так и если ты, безразличный к богатству и славе, жене и ребенку, вещам большим и маленьким, будешь подавать всем, кто пришёл и попросил любую вещь до момента пока ничего не осталось, тогда ты воссядешь у подножия дерева Бодхи и станешь Буддой". И с этими словами он с твёрдо устремился к развитию первого совершенства - дарения.
10 совершенств и 3 уровня, на которых они развиваются, перечислены здесь. Когда он исследовал 30 совершенств, произошло землятресение и жители города Рамма обратились к будде Дипанкаре за объяснением. Будда Дипанкара успокоил их, сказав, что это аскет Сумедха изучает совершенства.
Так аскет Сумедха стал бодхисаттой, т.е. тем, кому уготовано достижение состояния Будды. Развивая 10 совершенств в течение предсказанного периода он встречался с другими буддами, которые делали ему предсказание: Конданья, Мангала, Сумана, Ревата, Собхита, Аномадасси, Падума, Нарада, Падумуттара, Сумедха, Суджата, Пиядасси, Аттхадасси, Дхаммадасси, Сиддхатха, Тисса, Пхусса, Випасси, Сикхи, Вессабху, (наш мировой цикл ->) Какусандха, Конагамана, Кассапа.
В комментарии также даётся перечень вознаграждений бодхисатты:
Те люди, кому суждено стать Буддой, совершенные во всех частях,
путешествуют длинной дорогой через мириады циклов вселенной.
Они не рождаются в аду Авичи, ни в пространстве между мирами
Их не съедает голод, жажда и сильное желание
Они не рождаются маленькими животными, даже родившись в дурном уделе.
Родившись человеком они не бывают слепыми от рождения
Глухими не бывают и не бывают немыми.
Они не рождаются женщинами, гермафродитами или евнухами
Таковых нет среди тех, кому суждено стать Буддой.
Свободны от тяжелейших проступков, везде живут чистой жизнью.
Они не путаются с ложными взглядами, видя работу каммы.
Проживая в счастливых мирах [богов], они не рождаются среди "не имеющих способностей распознавания"
И также у них отсутствуют причины родиться среди божеств "чистых земель".
Склоняющиеся к отрешению достойные люди, непривязанные к тому или иному быванию
Они путешествуют на благо мира, развивая все совершенства.
Развитие 10 совершенств описывается в джатаках. 10 совершенств разбираются в специальном разделе на нашем сайте.
- Оставить комментарий
- 119 просмотров