Происхождение бодхисатты

Опубликовано khantibalo от

Эта история даётся в комментарии к джатакам, где дост. Буддхагоса приводит стихи из Буддхавансы с комментариями.

4 асанкхеи 100 тысяч мировых циклов назад был город Амаравати или Амара. В нём проживал брахман Сумедха, который был выходцем из богатого рода. Когда его родители умерли, ему показали огромное наследство, которое он получил. Видя, что родители не смогли взять с собой ни гроша, Сумедха воссел в верхней комнате своего дома и начал размышлять о том сколь мучительно перерождение. Он заключил, что тому, кто подвержен рождению, старости и смерти надлежит стремиться к освобождению от них. И это освобождение существует как противоположность состоянию возобновляемого рождения. Приводится девять метафор, которые пришли ему на ум в этом процессе, например:

Sumedhakathā

И так же как если человек, страдающий от болезни, при наличии врача, способного его исцелить, не идёт ко врачу и не лечится, то это вина не врача, а человека,
точно так же если человек страдает от болезни умственных загрязнений и не ищет находящегося поблизости духовного учителя, знающего путь прекращения загрязнений, то это вина человека, а не учителя, уничтожающего загрязнения".

На том он решил стать аскетом, раздав своё имущество нуждающимся. Аскет Сумедха поселился в Гималаях и через неделю старательной практики достиг 8 достижений (4+4 джханы) и 5 сверхзнаний.

Размышляя о том, что пища приводит к росту неблаготворных видов умственного поведения, он решил на время отказаться от материальной пищи и решил в течение недели обходиться без неё, пребывая в состоянии 5 сверхзнаний и 8 достижений.

Как раз в то время, пока он находился в этих состояниях, в мире появился будда Дипанкара. Были знаки, связанные с его рождением, достижением состояния Будды и чтением первой проповеди, но Сумедха не заметил их, находясь в медитации. В то время будда Дипанкара с учениками поселился в монастыре близ города Рамма и жители пригласили его вместе с монахами принять подношение в их городе. Будда согласился и они начали готовить дорогу, по которой он пойдёт. Аскет Сумедха в то время пролетал мимо того места, где люди готовили дорогу и спросил что происходит. Они рассказали, что появился будда и скоро он пойдёт по этой дороге.

Сумедха решил принять участие в подготовке дороги и жители города, зная, что он обладает сверхсилами, выделили ему болотистый участок. Но Сумедха решил не использовать сверхсилы и делать всю работу вручную. Однако он не успел закончить работу и когда Будда с учениками показался, Сумедха решил пожертвовать своей жизнью ради будды и лёг на землю, чтобы Будда и монахи не шли по грязи, а прошли по нему.

Лёжа в грязи Сумедха подумал, что мог бы стать учеником будды Дипанкары и достичь архатства под его руководством, но решил вместо этого стать буддой сам.

Далее комментарий даёт перечень условий, которые должны соблюдаться, чтобы желание стать буддой исполнилось:

  1. устремление должен делать человек
  2. устремление должен делать мужчина
  3. делающий устремление должен иметь возможность стать арахантом под руководством будды
  4. устремление делается перед лицом живого будды
  5. делающий устремление должен быть в облике отшельника (не мирянин)
  6. делающий устремление должен обладать 8 достижениями и 5 сверзхнаниями
  7. делающий устремление должен быть готов отдать жизнь за будду
  8. делающий устремление имеет огромное желание, усилие и стремление

Приводится несколько метафор насколько большим должно быть желание стать буддой. Например такая:

Sumedhakathā

Вот каков пример сколь велико должно быть это желание: если такой человек способен своими силами пересечь состоящую из воды всю внутренность мировой системы, то его желание стать Буддой исполнится.

У аскета Сумедхи все эти 8 условий выполнялись. Будда Дипанкара посмотрел на Сумедху и понял, что он принял решение стать буддой. Взглянув в будущее он понял, что через 4 асанкхеи 100 тысяч мировых циклов он станет буддой по имени Готама. Это он и объявил всем присутствующим. Жители города и будда Дипанкара выразили почтение аскету Сумедхе и удалились. Он же начал размышлять об условиях, которые необходимо исполнить, чтобы стать буддой. Так он последовательно открыл 10 совершенств, приводя для каждого красочные метафоры. Пример метафоры для первого совершенства - дарения:

Sumedhakathā

Как перевёрнутый сосуд с водой полностью опорожняется, так что ни капли воды не остается в нём и воду эту уже не вернуть, так и если ты, безразличный к богатству и славе, жене и ребенку, вещам большим и маленьким, будешь подавать всем, кто пришёл и попросил любую вещь до момента пока ничего не осталось, тогда ты воссядешь у подножия дерева Бодхи и станешь Буддой". И с этими словами он с твёрдо устремился к развитию первого совершенства - дарения.

10 совершенств и 3 уровня, на которых они развиваются, перечислены здесь. Когда он исследовал 30 совершенств, произошло землятресение и жители города Рамма обратились к будде Дипанкаре за объяснением. Будда Дипанкара успокоил их, сказав, что это аскет Сумедха изучает совершенства.

Так аскет Сумедха стал бодхисаттой, т.е. тем, кому уготовано достижение состояния Будды. Развивая 10 совершенств в течение предсказанного периода он встречался с другими буддами, которые делали ему предсказание: Конданья, Мангала, Сумана, Ревата, Собхита, Аномадасси, Падума, Нарада, Падумуттара, Сумедха, Суджата, Пиядасси, Аттхадасси, Дхаммадасси, Сиддхатха, Тисса, Пхусса, Випасси, Сикхи, Вессабху,  (наш мировой цикл ->) Какусандха, Конагамана, Кассапа.

В комментарии также даётся перечень вознаграждений бодхисатты:

Sumedhakathā

Те люди, кому суждено стать Буддой, совершенные во всех частях,
путешествуют длинной дорогой через мириады циклов вселенной.
Они не рождаются в аду Авичи, ни в пространстве между мирами
Их не съедает голод, жажда и сильное желание
Они не рождаются маленькими животными, даже родившись в дурном уделе.
Родившись человеком они не бывают слепыми от рождения
Глухими не бывают и не бывают немыми.
Они не рождаются женщинами, гермафродитами или евнухами
Таковых нет среди тех, кому суждено стать Буддой.
Свободны от тяжелейших проступков, везде живут чистой жизнью.
Они не путаются с ложными взглядами, видя работу каммы.
Проживая в счастливых мирах [богов], они не рождаются среди "не имеющих способностей распознавания"
И также у них отсутствуют причины родиться среди божеств "чистых земель".
Склоняющиеся к отрешению достойные люди, непривязанные к тому или иному быванию
Они путешествуют на благо мира, развивая все совершенства.

Развитие 10 совершенств описывается в джатаках. 10 совершенств разбираются в специальном разделе на нашем сайте.