Последнее рождение бодхисатты

Опубликовано khantibalo от 22 мая, 2021 - 23:05

Сведения об этих событиях даются в комментарии к джатакам и таже они кратко перечисляются в МН 123, т.е. это не чистая комментаторщина.

В своём предпоследнем рождении бодхисатта проживал в мире "Довольных" божеств. За 1000 лет до появления будды в мире происходит провозглашение о будде, когда божества узнают об этом и начинают об этом провозглашать. Они находят меж себя того, кто станет буддой и когда жизнь бодхисатты подходит к концу, они просят его стать буддой.

Наш бодхисатта размышлял о следующих 5 вопросах:

  1. Подходящее ли время для появления будды? Когда люди живут сто тысяч лет - время не подходящее и когда они живут менее ста лет, время тоже не подходящее. В то время продолжительность жизни людей составляла 100 лет.
  2. Страна рождения - будды рождаются только на материке Джамбудипа. Место рождения - "срединная земля", город Капилаваттху.
  3. Семья (сословие) - то сословие, которое доминирует, в то время это было сословие кшатриев. Отцом будет правитель Суддходана.
  4. Мать - женщина, сто тысяч циклов развивавшая совершества и неукоснительно соблюдавшая 5 правил с момента рождения. Матерью будет Махамая.
  5. Срок жизни матери - 10 месяцев и 7 дней.

В то время в Капилаваттху проводился праздник середины лета. На седьмой день праздника был день Упосатхи и царица Махамая легла и увидела сон, в котором божества её омыли, уложили на диван во дворце и в её утробу вошёл белый слон. На том она проснулась и рассказала свой сон правителю.

Правитель созвал брахманов и пересказал им сон супруги и попросил истолковать его. Они сказали, что у правителя будет сын и не простой, а такой, что у него только 2 сценария жизни - стать поворачивающим колесо царём или стать буддой.

Когда Махамае пришло время рожать, она попросила отправить её в её родной город Дэвадаха. Суддходана согласился и отправил её вместе со свитой. На полпути между городами была роща Лумбини. Махамая решила развлечься в этой роще. Она потянулась к ветке одного из деревьев и начались роды. Стоя она родила бодхисатту. Вот что произошло после этого:

2. Avidūrenidānakathā

Как раз в этот момент четыре чистых разумом великих брахмы пришли туда, принеся золотую сеть, и приняли на неё будущего Будду. Затем они положили его перед матерью, говоря: "Радуйся, царица! Ты родила могущественного сына!".
Другие живые существа покидают материнскую утробу вымазанные неприятными и грязными субстанциями. Не так было с Бодхисаттой.
Он покинул утробу своей матери как проповедник, сходящий с кафедры или человек, спускающийся по приставной лестнице, вытягивающий руки и ноги; не испачкавшись никакой грязью от контакта с материнской утробой, чистый и неосквернённый, сияющий как драгоценный камень, положенный на лучшую касийскую ткань.
Но несмотря на это два дождевых потока спустились с неба в их честь, освежили Бодхисатту и его мать и очистили ее тело.
Из рук брахм, принявших его на золотую сеть, его приняли четыре великих правителя, уложившие младенца на покрывало из шкур антилопы, столь мягкое на ощупь, какое используется на царских приёмах. Из их рук Бодхисатту приняли люди на свёрток прекрасной ткани
и покинув их руки Бодхисатта встал на землю и посмотрел на восток. Тысячи мировых систем стали видны ему как одно открытое пространство.
Люди и божества, поднося ему благоуханные масла, гирлянды и другие дары, сказали: "Великий Человек, нет никого, подобного тебе, кто может быть более велик?".
Ища в десяти направлениях и не найдя никого, подобного себе, он сделал семь больших шагов, говоря: "Это лучшее направление". И когда он делал эти шаги великий Брахма держал над ним белый зонт, и Суяма следовал за ним с веером, как и другие божества с королевскими символами в руках.
Затем, он, остановившись на седьмом шаге, показав свой величественный голос, львиным рыком изрёк: "Я - высший в мире" и т.д.

Восклицание полностью приводится в ДН 14:

Bodhisattadhammatā

1.29. Этот порядок вещей, монахи, таков, что, едва родившись, бодхисаттва твердо становится на ноги, обращает лицо к северу, проходит семь шагов, и в то время как над ним держат белый зонт, оглядывает все стороны света и произносит могучим голосом: „Я — главный в мире, я — старший в мире, я — лучший в мире, это — последнее рождение, не будет теперь следующего существования!“

Это произошло в полнолуние месяца Висакха (в тексте комментария к джатакам это не говорится, дата зачатия даётся на праздник середины лета без точного указания на полнолуние и даётся срок жизни матери равный 10 лунных месяцев + 7 дней). На том Махамая с ребёнком и свитой вернулись в Капилаваттху.

В то же время, когда родился бодхисатта, родилась его будущая супруга Ясодхара (в тексте "Мать Рахулы"), Ананда, колесничий Чханна, министр Калудаи и конь Кхантхака. Также на свет появились 4 сосуда с драгоценностями.

В ДН 16 Будда называет место рождения (Лумбини) одним из рекомендуемых мест для паломничества.

По МН 123 подтверждается аутентичность следующих событий:

  1. осознанное возрождение бодхисатты в мире Тусита
  2. осознанное пребывание бодхисатты в мире Тусита
  3. пребывание бодхисатты в мире Тусита в течение всего срока жизни
  4. осознанное снисхождение бодхисатты из мира Тусита в лоно матери
  5. появление великолепного света в мире, когда бодхисатта снизошёл в лоно матери
  6. охрана божествами бодхисатты в чреве матери
  7. мать бодхисатты неукоснительно следует пяти предписаниям с момента снисхождения бодхисатты
  8. с момента снисхождения бодхисатты у матери нет похотливых мыслей к мужчинам и она недоступна для других мужчин
  9. обретение матерью бодхисатты пяти связок чувственных удовольствий
  10. возможность для матери видеть ребёнка в своём чреве, отсутствие болезней и утомления
  11. смерть матери через семь дней после рождения бодхисатты и возрождение её в мире Тусита
  12. мать вынашивает бодхисатту ровно десять месяцев
  13. мать рожает бодхисатту стоя
  14. после рождения бодхисатту сначала принимают божества, потом люди
  15. божества отдают бодхисатту людям с восклицанием, восхваляющим его величие
  16. бодхисатта рождается незапятнанным нечистотами тела
  17. с неба на новорождённого бодхисатту и мать проливается два потока, чтобы омыть их
  18. после рождения бодхисатта ставит ноги на землю и делает семь шагов на север, рыча львиным рыком о своём превосходстве
  19. появление великолепного света в мире, когда бодхисатта родился
  20. землетрясение, когда бодхисатта родился

В комментарии к Чария Питаке говорится, что период, в течение которого нужно развивать 10 совершенств, для разных будд разный:

  1. у тех будд, у которых преобладает мудрость, срок развития совершенств составляет 4 неисчислимых 100 тысяч циклов (к этому типу относится наш Будда)
  2. у тех будд, у которых преобладает убеждённость - 8 неисчислимых 100 тысяч циклов
  3. у тех будд, у которых преобладает усердие - 16 неисчислимых 100 тысяч циклов

Разница заключается в силе мудрости, чем она меньше, тем больше нужно времени. Кроме того, будды рождаются в условиях разной продолжительности жизни людей, от этого зависит их собственный срок жизни. Примеры описаны в комментарии к джатакам на основе материала Буддавансы.