четвёртый уровень поглощённости

Опубликовано khantibalo от

Раздел в Висуддхимагге

Способ вхождения здесь тот же: сначала следует хорошо освоить третий уровень и обрести 5 видов мастерства. После выхода с 3 уровня поглощённости следует провести пересмотр следующим образом: "Этому достижению угрожает близость восторга. Фактор счастья является грубым".

Практикующий устремляется к достижению более спокойного четвёртого уровня. Выйдя с третьего уровня он с памятованием и осознанностью пересматривает его факторы, считая счастье грубым, а ощущение безмятежности и однонаправленность ума - умиротворёнными.

Для этого он снова настраивается на представление выбранного предмета медитации.

Стандартная формула из сутт:

Catutthajjhānaṃ

79. Кроме того, великий царь, монах с отбрасыванием счастья и страдания, так же как перед этим исчезли радость и недовольство, он входит и пребывает в четвёртой поглощённости: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением, ни счастье ни страдании. Он сидит, пропитав это тело чистым, светлым разумом, и не остается во всем теле ничего, что не было бы пропитано чистым, светлым разумом.

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

И явления в поглощённости ума четвёртого уровня - безмятежное наблюдение, ни приятное ни неприятное ощущение, умственная незаинтересованность благодаря спокойствию, чистота памятования и однонаправленность ума; соприкосновение, ощущение, распознавание, побуждение, ум, энтузиазм, решение, усердие, памятование, безмятежное наблюдение и внимание - были определены им одно за одним как они происходили.

Здесь говорится об отбрасывании счастья, относящегося к 3 уровню. Способность боли отбрасывается уже на 1 уровне благодаря восторгу (также см. ДН16).

Также условием достижения ни мучительного ни приятного освобождения ума является оставление телесной боли и прочего (согласно МН43).

"Ни удовольствие ни страдание" - это ощущение, противодействующее как удовольствию, так и страданию, а не просто отсутствие их. Это ощущение также называется безмятежностью.

Безмятежность порождает здесь особую чистоту памятования, а также всех связанных факторов. Хотя памятование присутствует и на предыдущих уровнях, именно здесь достигается его чистота.