первый уровень поглощённости

Опубликовано khantibalo от 16 октября, 2020 - 18:48

Раздел в Висуддхимагге

Стандартная формула из сутт:

Paṭhamajjhānaṃ

Отстранившись от чувственных желаний и отстранившись от неблаготворных способов поведения он входит и пребывает в первой поглощённости: восторг и счастье порождённые отстранением, сопровождающиеся помыслом и оценкой.

в МН43 говорится, что на этом уровне устранены 5 препятствий и действуют 5 факторов:

3. (43) Mahāvedallasuttaṃ
Друг, в состоянии поглощённости первого уровня пять факторов устранены и пять факторов присутствуют.
Здесь, друг, у вошедшего в состояние поглощённости первого уровня устранено чувственное желание, устранена недоброжелательность, устранена лень и сонливость, устранена неугомонность и беспокойство, устранена неуверенность. Действует помысел, оценка, восторг, счастье, однонаправленность ума.
Вот так, друг, в состоянии поглощённости первого уровня пять факторов устранены и пять факторов присутствуют.

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

И явления в поглощённости ума первого уровня - помысел, оценка, восторг, счастье, однонаправленность ума; соприкосновение, ощущение, распознавание, побуждение, ум, энтузиазм, решение, усердие, памятование, безмятежное наблюдение и внимание - были определены им одно за одним как они происходили.

отстранившись от чувственных желаний и отстранившись от неблаготворных способов поведения

Указывается полная несовместимость чувственных желаний с состоянием поглощённости ума. При их наличии вхождение в это состояние невозможно и также они не появляются у того, кто вошёл в неё. Под чувственными желаниями здесь следует понимать приятные объекты чувств: образы, звуки и прочее. Это указывает на телесное уединение.

Под неблаготворными способами умственного поведения следует понимать чувственное желание как загрязнение ума или вообще все виды неблаготворного умственного поведения. Это указывает на умственное уединение и может также пониматься как удовольствие от отрешения.

Есть и альтернативные понимания, например когда под чувственными желаниями понимается первое препятствие медитации, а под неблаготворным умственным поведением - остальные 4 препятствия.

помысел и оценка

Помысел имеет характеристику направления ума на предмет медитации, сравнивается с ударением по предмету.

Оценка имеет характеристику удержания ума на предмете.

Даётся метафора с ударением по колоколу и звоном колокола, держанием предмета одной рукой и чистка его другой рукой и ряд других.

восторг

Описывается 5 различных видов восторга и говорится, что здесь подразумевается восторг, который охватывает всё тело. Когда эти 5 видов восторга развиваются, они развивают телесное и умственное расслабление. Эта пара, в свою очередь, развивает телесное и умственное счастье, а они способствуют собранности ума.

счастье

Если восторгом счесть довольствование при получении желаемого предмета, то счастьем можно считать непосредственное переживание предмета. Метафора с уставшим человеком видящим пруд и затем пользующимся им для облегчения своих страданий.

"порождённые отстранением" - порождённые исчезновением 5 препятствий

Оставление 5 факторов и прочее

Если поглощённость достигнута, следует тщательно запомнить все условия, что привели к достижению. Это позволит воспроизвести их вновь.

Устраняются пять препятствий - они являются основными устраняемыми явлениями наряду с другими неблаготворными видами поведения. Возникают 5 факторов поглощённости, 4 из которых перечислены в стандартной формуле, к ним добавляется однонаправленность. Они присутствуют уже на этапе сосредоточения доступа, но их сила уступает тому, что есть в полной поглощённости.

Помысел позволяет направить ум на предмет, оценка удерживает его на предмете. Восторг, возникающий благодаря успеху от приложения усилий, освежает ум, чьё усилие завершилось успехом благодаря неотвлечению на 5 препятствий. Счастье усиливает это ощущение. Однонаправленность с помощью работы этих факторов равномерно центрирует ум на предмете.

Поддержание состояния поглощённости

Само слово jhana имеет смысл подсвечивания предмета медитации, а также сжигания противников (пяти препятствий).

Даётся рекомендация по запоминанию условий, при которых было достигнуто состояние поглощённости ума: какую пищу принимал, какому человеку прислуживал, в каком был жилище, в каком положении тела, в какое время. Приводится цитата из СН, где говорится о практике 4 способов установления памятования, которая приводит к устранению загрязнений ума и монахе, который усваивает представление (знак) этого.

Чтобы долго пребывать в этом состоянии, следует устранить факторы, препятствующие этому:

  1. отсутствие размышления об опасности чувственных желаний и проч. перед началом практики
  2. отсутствие расслабления тела
  3. отсутствие изгнания лени и сонливости путём направление ума на усердие и проч.
  4. отсутствие устранения неугомонности и беспокойства путём направления ума на представление спокойствия
  5. отсутствие полного очищения ума от предметов, мешающих собранности

Далее говорится о растягивании представления в размерах относительно исходного и показывается, что эта практика имеет смысл только для касин и относится к достижению сверхсил, которые работают в том пространстве, на которое расширили представление.

Пять навыков

Следует развивать пять навыков: направление ума (на выбранный предмет - касины и проч.), вхождение в поглощённость, стабилизация времени, выход и пересмотр.

Начинающий практикующий не должен много заниматься последующим пересмотром. Он должен часто входить в состояние первой поглощённости без регулярного пересмотра, накапливая навык. Он не должен торопиться переходить ко второму уровню, что иллюстрируются наставлением о корове.