первый уровень поглощённости

Опубликовано khantibalo от

Раздел в Висуддхимагге

Стандартная формула из сутт:

Paṭhamajjhānaṃ

Отстранившись от чувственных желаний и отстранившись от неблаготворных способов поведения он входит и пребывает в первой поглощённости: восторг и счастье порождённые отстранением, сопровождающиеся помыслом и оценкой.

в МН43 говорится, что на этом уровне устранены 5 препятствий и действуют 5 факторов:

3. (43) Mahāvedallasuttaṃ

Друг, в состоянии поглощённости первого уровня пять факторов устранены и пять факторов присутствуют.
Здесь, друг, у вошедшего в состояние поглощённости первого уровня устранено чувственное желание, устранена недоброжелательность, устранена лень и сонливость, устранена неугомонность и беспокойство, устранена неуверенность. Действует помысел, оценка, восторг, счастье, однонаправленность ума.
Вот так, друг, в состоянии поглощённости первого уровня пять факторов устранены и пять факторов присутствуют.

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

И явления в поглощённости ума первого уровня - помысел, оценка, восторг, счастье, однонаправленность ума; соприкосновение, ощущение, распознавание, побуждение, ум, энтузиазм, решение, усердие, памятование, безмятежное наблюдение и внимание - были определены им одно за одним как они происходили.

отстранившись от чувственных желаний и отстранившись от неблаготворных способов поведения

Указывается полная несовместимость чувственных желаний с состоянием поглощённости ума. При их наличии вхождение в это состояние невозможно и также они не появляются у того, кто вошёл в неё. Под чувственными желаниями здесь следует понимать приятные объекты чувств: образы, звуки и прочее. kāmehi здесь тогда можно понимать как "предметы чувственных желаний". Это указывает на телесное уединение.

Под неблаготворными способами умственного поведения следует понимать чувственное желание как загрязнение ума или вообще все виды неблаготворного умственного поведения. Это указывает на умственное уединение и может также пониматься как удовольствие от отрешения.

Есть и альтернативные понимания, например когда под чувственными желаниями понимается первое препятствие медитации, а под неблаготворным умственным поведением - остальные 4 препятствия. kāmehi здесь тогда можно понимать как "чувственные желания".

помысел и оценка

Помысел имеет характеристику направления ума на предмет медитации, в Висуддхимагге сравнивается с ударением по предмету.

Оценка, согласно Висуддхимагге, имеет характеристику удержания ума на предмете.

Там же даётся метафора с ударением по колоколу и звоном колокола, держанием предмета одной рукой и чистка его другой рукой и ряд других.

восторг

Описывается 5 различных видов восторга и говорится, что здесь подразумевается восторг, который охватывает всё тело. Когда эти 5 видов восторга развиваются, они развивают телесное и умственное расслабление. Эта пара, в свою очередь, развивает телесное и умственное счастье, а они способствуют собранности ума.

счастье

Если восторгом счесть довольствование при получении желаемого предмета, то счастьем можно считать непосредственное переживание предмета. Метафора с уставшим человеком видящим пруд и затем пользующимся им для облегчения своих страданий.

"порождённые отстранением" - порождённые исчезновением 5 препятствий

Оставление 5 факторов и прочее

Если поглощённость достигнута, следует тщательно запомнить все условия, что привели к достижению. Это позволит воспроизвести их вновь.

Устраняются пять препятствий - они являются основными устраняемыми явлениями наряду с другими неблаготворными видами поведения. Возникают 5 факторов поглощённости, 4 из которых перечислены в стандартной формуле, к ним добавляется однонаправленность. Они присутствуют уже на этапе сосредоточения доступа, но их сила уступает тому, что есть в полной поглощённости.

Помысел позволяет направить ум на предмет, оценка удерживает его на предмете. Восторг, возникающий благодаря успеху от приложения усилий, освежает ум, чьё усилие завершилось успехом благодаря неотвлечению на 5 препятствий. Счастье усиливает это ощущение. Однонаправленность с помощью работы этих факторов равномерно центрирует ум на предмете.

Поддержание состояния поглощённости

Само слово jhana имеет смысл подсвечивания предмета медитации, а также сжигания противников (пяти препятствий).

Даётся рекомендация по запоминанию условий, при которых было достигнуто состояние поглощённости ума: какую пищу принимал, какому человеку прислуживал, в каком был жилище, в каком положении тела, в какое время. Приводится цитата из СН, где говорится о практике 4 способов установления памятования, которая приводит к устранению загрязнений ума и монахе, который усваивает представление (знак) этого.

Чтобы долго пребывать в этом состоянии, следует устранить факторы, препятствующие этому:

  1. отсутствие размышления об опасности чувственных желаний и проч. перед началом практики
  2. отсутствие расслабления тела
  3. отсутствие изгнания лени и сонливости путём направление ума на усердие и проч.
  4. отсутствие устранения неугомонности и беспокойства путём направления ума на представление спокойствия
  5. отсутствие полного очищения ума от предметов, мешающих собранности

Далее говорится о растягивании представления в размерах относительно исходного и показывается, что эта практика имеет смысл только для касин и относится к достижению сверхсил, которые работают в том пространстве, на которое расширили представление.

Пять навыков

Следует развивать пять навыков: направление ума (на выбранный предмет - касины и проч.), вхождение в поглощённость, стабилизация времени, выход и пересмотр.

Начинающий практикующий не должен много заниматься последующим пересмотром. Он должен часто входить в состояние первой поглощённости без регулярного пересмотра, накапливая навык. Он не должен торопиться переходить ко второму уровню, что иллюстрируются в АН 9.35.