третий уровень поглощённости

Опубликовано khantibalo от 16 октября, 2020 - 18:59

Раздел в Висуддхимагге

Способ вхождения здесь тот же: сначала следует хорошо освоить второй уровень и обрести 5 видов мастерства. После выхода со 2 уровня поглощённости следует провести пересмотр следующим образом: "этому достижению угрожает близость рассуждения и изучения, и также восторг является грубым фактором". Практикующий устремляется к достижению более спокойного третьего уровня. Выйдя со второго уровня он с памятованием и осознанностью пересматривает его факторы, считая восторг грубым, а счастье и однонаправленность умиротворёнными.

Для этого он снова настраивается на представление выбранного предмета медитации. 

Стандартная формула из сутт:

Tatiyajjhānaṃ

79. Кроме того, великий царь, монах с затуханием восторга пребывает в безмятежном наблюдении с памятованием и осознанием и испытывает счастье телом. Он входит и пребывает в третьей поглощённости и о нём благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и памятует".

На 3 уровне поглощённости фактор восторга отсутствует, а факторы счастья и однонаправленности присутствуют. Его затухание аналогично преодолению (оставлению) помысла и оценки.

В МН 111 перечисляются дополнительные факторы, помимо основных:

1. Anupadasuttaṃ

И явления в поглощённости ума третьего уровня - счастье, памятование, осознавание и однонаправленность ума; соприкосновение, ощущение, распознавание, побуждение, ум, энтузиазм, решение, усердие, памятование, безмятежное наблюдение и внимание - были определены им одно за одним как они происходили.

Это состояние характеризуется безмятежным наблюдением. Термин "безмятежное наблюдение" используется в 10 разных контекстах (факторы постижения, возвышенные состояния и т.п.), но здесь он означает именно безмятежное наблюдение, относящееся к поглощённости ума. В Абхидхамме оно трактуется как беспристрастное отношение даже к высшему блаженству.

Безмятежное наблюдение присутствует и на предыдущих уровнях, однако там его затеняет рассуждение и прочее. Здесь же оно вполне очевидно.

Памятование и осознанность упомянуты в формуле, потому что они не дают уму вернутся к восторгу (2 уровень). Эти факторы присутствуют и на предыдущих уровнях - без них недостижимо даже сосредоточение доступа, но там их функция не очевидна. Здесь же они играют крайне важную роль.

Счастье здесь испытывается умственным телом, но после выхода из состояния поглощённости это счастье будет воздействовать и на физическое тело.

Благородные хвалят его за памятование и осознанность, благодаря которым при наличии счастья он не влеком к нему.