Нематериальные сферы и джханы

Опубликовано khantibalo от 28 августа, 2020 - 15:57

Разбираются в 10 главе Висуддхимагги.

Сфера безграничного пространства

Практикующий принимается за развитие нематериальных достижений, наблюдая опасность в материальном согласно МН60:

10. Apaṇṇakasuttaṃ

 

где говорится, что из-за материального возникают войны, ссоры и раздоры, в нематериальном состоянии они отсутствуют. Кроме того, он наблюдает опасность материального тела, заключающуюся в подверженности болезням. Для вхождения в эти состояния практикующий входит в поглощённость четвёртого уровня с помощью любой из 9 (из 10 касин).

Хотя 4 поглощённостью он уже преодолел грубую материю, он также хочет преодолеть материальнось самой касины, поскольку она является аналогом грубой материи.

Выйдя из уже хорошо освоенного 4 уровня поглощённости он видит опасность в том, что предметом этого состояния является материальное, его ближним врагом является радость и грубость по сравнению с нематериальными состояниями.

Тогда он направляет внимание на сферу безграничного пространства, считая её умиротворённой. Распространив касину на весь мировой элемент или сколько желаемо, он устраняет материальность касины, направляя внимание на охватываемое ей пространство как "пространство" или "пространство безгранично".

В процессе многократного направления внимания подавляются помехи, памятование устанавливается и ум входит в сосредоточение доступа, а в дальнейшем - в полную поглощённость.

Стандартная формула сферы безграничного пространства приводится в ДН16 и др.:

Aṭṭha vimokkhā

 

краткое объяснение:
"Выйдя за пределы распознавания материи" означает оставление всех умственных состояний, относящихся к тонкоматериальному миру.
"Избавившись от распознавания раздражения" и "не обращая внимания на распознавание многообразия" означает избавление и отсутствие внимания ко всем умственным состояниям и умственным факторам тонкоматериального мира.

подробнее:
Здесь поглощённость материального мира называется материей. Под выходом за пределы понимается затухание и прекращение распознавания материи, называемого поглощённостью, а также предметов, с помощью которых она достигается.

Это преодоление невозможно для того, у кого не затухла алчность в отношении этих распознаваний.

Преодоление распознавания раздражения дано здесь в качестве рекомендации этого состояния для возбуждения интереса к нему, потому что оно уже преодолено на предыдущих уровнях поглощённости. Либо смысл в том, что развитие этого состояния приводит к устранению страсти по отношению к материальному.

"Не обращая внимания на распознавание многообразия" - либо на распознавания, чьей сферой является разнообразие, либо на само многообразие распознаваний.

Сфера безграничного сознания

Для вхождения в сферу безграниченого сознания следует сначала овладеть пятифакторным навыком для сферы безграниченого пространства. Затем следует рассмотреть её опасность, которая заключается в наличие поглощённости тонкоматериального мира в качества близкого врага и недостаточная умиротворённость по сравнению с этим состоянием.
Практика состоит в направлении внимания на сознание, которое возникло, охватывая пространство как "сознание, сознание". Следует направлять внимание, рассматривать его, направлять рассуждение и изучение.

В конечном итоге достигается сосредоточение доступа, а затем и полная поглощённость.

Стандартная формула в ДН16:

Aṭṭha vimokkhā

"Выход за пределы" означает за пределы состояния поглощённости и предмета предыдущего уровня.

Безграничное сознание означает, что он направляет внимание "сознание безгранично" на то же сознание, что возникло путём распространения на пространство "пространство безгранично".

Сфера отсутствия чего бы то ни было

Для вхождения в сферу отсутствия чего бы то ни было следует сначала овладеть пятифакторным навыком для сферы безграниченого сознания. Затем следует рассмотреть её опасность, которая заключается в наличие сферы безграничного пространства в качества близкого врага и недостаточная умиротворённость по сравнению с этим состоянием.

Практика состоит в направлении внимания на нынешнее несуществование, пустоту, состояние отстранения от того сознания, которое относится к сфере безграничного пространства, ставшего предметом сознания в сфере безграниченого сознания. Не уделяя внимания этому сознанию он снова и снова направляет внимание "его нет, его нет", "пусто, пусто".
В процессе направления ума на это он входит в сосредоточение доступа и полную поглощённость.

Стандартная формула в ДН16

Aṭṭha vimokkhā

Сфера ни распознавания ни отсутствия распознавания

Желая достичь сферы ни распознавания ни отсутствия распознавания сначала следует развить пятифакторный навык в сфере отсутствия чего бы то ни было. Затем следует рассмотреть опасность этой сферы, состоящую в том, что её близким врагом является сфера безграничного сознания и недостаточную умиротворённость в сравнении с этим достижением. Также можно рассматривать недостатки распознавания.

Практика состоит в направлении внимания на достижение сферы отсутствия чего бы то ни было, чьим предметом было отсутствие, путём направления внимания как "умиротворённое, умиротворённое".

Таким образом достигается сосредоточение доступа и полная поглощённость.

Стандартная формула в ДН16:

Aṭṭha vimokkhā

Особенность здесь заключается в том, что хотя он направляет внимание на него как "умиротворённое", у него нет озабоченности или внимания "я устремлюсь к этому достижению" или "я достигну это" или "я выйду из него" и т.п.
В этом случае его распознавание таково, что он зовётся ни распознающим ни не распознающим.
Аналогично с ощущением (ни ощущение ни отсутствие ощущения), сознанием и соприкосновением.
Здесь распознавание не может распознавать, но из-за присутствия его в форме остаточной конструкции его нельзя назвать отсутствием распознавания.