Общее о состояниях поглощённости ума, рекомендации по практике

Опубликовано khantibalo от 7 марта, 2021 - 20:19

История достижения Буддой 4 состояний поглощённости

В МН26 описывается как Бодхисатта обучался у видных учителей того времени, которые достигали двух высших состояний поглощённости, относящихся к бестелесному миру и развиваемых на основе 4 состояния поглощённости тонкотелесного мира. Однако обретя эти достижения Бодхисатта не достиг своей цели. В МН36 описывается как после ухода от этих учителей он пытался осуществить постижение с помощью аскез, но также не преуспел. Тогда он вспомнил то состояние, в которое он вошёл в возрасте 7 лет, сидя под деревом Джамбу - это история приводится в комментарии к джатакам. Это было вхождение в поглощённость 1 уровня. Ему открылось, что это состояние и есть путь к постижению.


Подробные инструкции для достижения джхан даются в 4 главе Висуддхимагги. Здесь будет приведён их конспект.

В 3 главе Висуддхимагги описываются предметы медитации и каким темпераментам каждый из них подходит.

Подходящий монастырь. Устранение малых препятствий

В каноне приводится стандартная формула, когда монах уходит в безлюдное место. Место должно быть

  1. не слишком далеко и не слишком близко (от населённого пункта)
  2. малопосещаемое и малошумное
  3. мало неблагоприятных факторов внешней среды
  4. легко получить монашеские принадлежности
  5. там есть старшие монахи, к которым можно обратиться за помощью

Также необходимо устранить малые препятствия - выполнить дела по уходу за телом, одеянием, сосудом для подаяния. Следует провести уборку в месте проживания.

Подробные инструкции по практике

Целью практики является достижение полной поглощённости. В процессе её достижения есть предварительный этап "сосредоточение доступа" на котором подавляются 5 препятствий (в суттах не описан). В состоянии полной поглощённости возникают 5 факторов, относящихся к первому уровню.

На этапе сосредоточения доступа практикующий видит представление обучения, который благодаря дальнейшей практике заменяется на представление - двойник. Облик этого представления будет разным в зависимости от предмета медитации. В разделе памятования о дыхании говорится, что представления могут быть разными у разных практикующих. Здесь перечислены представления обучения:

Ānāpānassatikathā

Напротив, одни утверждают что для некоторых оно проявляется с лёгким ощущением, подобным хлопку, шёлку или сквозняку.

Здесь - оба типа представлений

Ānāpānassatikathā

Но таково объяснение, даваемое в комментариях: для некоторых оно проявляется как звезда или горсть драгоценных камней или горсть жемчужин. Для некоторых как грубое ощущение, подобное семенам шёлкового хлопка или клина из сердцевины дерева. Для некоторых как тесьма или цветочный венок или клуб дыма. Для некоторых как развешенная паутина или плёнка из покрова или цветок лотоса или колесо повозки или диск луны или диск солнца.

При медитации на касинах представление нужно расширять. Если путём расширения представления обучения удаётся сразу же достичь полной поглощённости - это хорошо. В противном случае рекомендуется тщательно оберегать представление обучения следующим образом:

  1. проживание в подходящем жилище, проживание в котором способствуют возникновению и укреплению представления,
  2. подходящее места сбора подаяния, где легко получить еду,
  3. отказ от вредной и практика полезной речи,
  4. наличие подходящего друга (учителя), обладающего благими качествами
  5. подходящая еда
  6. подходящий климат
  7. подходящее положения тела для практики

Развитие десятифакторного навыка

Возможно, что описанного выше будет недостаточно для достижения полной поглощённости. В этом случае следует приступить к развитию десятифакторного навыка.

  1. Поддержание тела и внешних предметов в чистоте. Необходимо своевременно проводить мероприятия по уходу за телом (стрижка, бритьё и проч.) и монашескими принадлежностями (штопка одежд, уход в жилище).
  2. Поддержание баланса пяти духовных способностей - уравновешивание убеждённости и мудрости, усердия и собранности, поддержание памятования необходимого всегда.
  3. Навык в представлении состоит в порождении представления, когда оно отсутствует, в развитии представления, когда оно возникло и в защите возникшего представления. Здесь подразумевается навык в последнем.
  4. Своевременное стимулирование ума. Применяется при недостатке усердия. В этом случае развиваются 3 фактора постижения: исследование явлений, усердие и восторг. Как это делается - описано в Ахара сутте и комм. к ДН10.
  5. Своевременное сдерживание ума. Применяется при чрезмерном усердии. В этом случае развиваются 3 фактора постижения: расслабление, собранность ума и безмятежное наблюдение. Как это делается - описано в Ахара сутте и комм. к ДН10.
  6. Своевременная поддержка ума. Применяется при умственной апатии. В этом случае следует думать на предмет 8 оснований чувства срочности: рождение, старость, смерть и прочее.
  7. Своевременное отношение к уму с безмятежностью. Применяется когда практика идёт хорошо, без перекосов.
  8. Избегание людей с несобранным умом.
  9. Встречаться с людьми, чей ум собран.
  10. Устремлённость к собранности ума.

4 уровня поглощённости ума описаны по ссылкам ниже.

В Висуддхимагге за этим следует глава, где даётся анализ уровней умственной поглощённости не на 4, а на 5.