Последнее слово Татхагаты

Опубликовано khantibalo от

Он устанавливает правило для обращения между монахами. Отныне младшие монахи должны обращаться к старшим словом "почтенный":

Tathāgatapacchimavācā

И Благословенный обратился к почтенному Ананде: "Может быть, Ананда, кто-то из вас подумает: исчезло слово наставника, более нет у нас учителя!
Нет, Ананда, не нужно так считать.
Та доктрина и дисциплина, что я преподал и объяснил вам, будет вашим учителем после моего ухода.
Как до сих пор монахи обращались друг к другу словом "друг", после моего ухода не следует так обращаться.
Старшие монахи могут обращаться к младшим по имени, по роду или словом "друг",
– но младшие монахи должны обращаться к старшим словами: "досточтимый" или "почтенный".

Объяснение в комментарии:

Tathāgatapacchimavācāvaṇṇanā

Ведь пока я жив объяснялась монашеская дисциплина обеих Вибханг с Кхандхакой и Париварой, путём семи совокупностей нарушений привязанных к предмету (?): "это лёгкий [проступок], это тяжкий, этот исправим, это неисправим, это порицается миром, это порицается установлением, это нарушение искупается рядом с человеком, это нарушение искупается рядом с собранием, это нарушение искупается рядом с монашеской общиной". После моей окончательной ниббаны вся эта корзина монашеской дисциплины будет вам исполнять роль учителя.
И также пока я был жив, тем или иным способом классифицировав Дхамму была преподана корзина наставлений: "эти четыре способа установления памятования, четыре надлежащих усилия, четыре основы могущества (сверхсил), пять духовных способностей, пять сил, семь факторов постижения, благородный восьмеричный путь". После моей окончательной ниббаны вся эта корзина наставлений будет вам исполнять роль учителя.
И также пока я был жив: "эти пять совокупностей, 12 сфер чувств, 18 элементов, четыре реальности для благородных, 22 способности, 9 причин, четыре вида питания, семь видов соприкосновения, семь видов ощущения, семь видов распознавания, семь видов побуждения, семь видов умственных состояний.
И там же: "столько-то явлений относятся к миру страсти, столько-то к тонкоматериальному миру, столько-то к нематериальному миру, столько-то входит, столько-то не входит, столько-то мирских, столько-то надмирских" - так классифицировав явления была преподана корзина высших учений из состоящая из 24 ... . После моей окончательной ниббаны вся эта корзина высших учений будет вам исполнять роль учителя.
Так с момента высшего постижения и до окончательной ниббаны всё, что было сказано и произнесено за 45 лет - "три корзины, пять никай, девять разделов (древнейшей классификации учений), 84 тысячи совокупностей учений" - таково великое деление.
Так эти 84 тысячи совокупностей учений остаются, только я один достигаю окончательной ниббаны.
Но сейчас я один поучаю и наставляю, после моей окончательной ниббаны эти 84 тысячи совокупности учений будут вас поучать." - так Благословенный разными способами объяснял. Наставив "это будет вашим учителем в моё отсутствие" далее на будущее объясняя образ поведения, сказал: "Ананда, когда я" и т.д.

Также он разрешил отменить малые и незначительные предписания:

Tathāgatapacchimavācā

После моего ухода, о Ананда, монашеский орден может при желании отменить малые и незначительные предписания.

Комментарий:

Tathāgatapacchimavācāvaṇṇanā

"Может отменить": при желании может отменить, если желает [отменить] заслуживающие отмены. Таков смысл.
Но почему не сказав однозначно "следует отменить" он поставил его в неопределённой форме?
Потому что видел силу Махакассапы.
Ведь Благословенный видел: "если скажу "следует отменить" - Кассапа на соборе не отменит".
Поэтому поставил в неопределённой форме.
Здесь "некоторые старшие монахи сказали - кроме четырёх параджик остальные являются малыми и незначительными [предписаниями]" и т.д. по этому принципу. Вердикт, к которому пришло собрание пятисот монахов, даётся в комментарии к Виная Питаке в разделе о малых и незначительных предписаниях.
Однако некоторые сказали - "почтенный Нагасена, какие [правила] являются малыми, какие незначительными" согласно тому как было спрошено правителем Милиндой.
"О великий правитель, дукката является малым [предписанием], дуббхасита - незначительным" - таково понимание старшего монаха Нагасены.
Однако Махакассапа не зная этого [сказал] -
"Пусть община, друзья, послушает меня. Наши предписания разошлись в среде мирян, и миряне знают: "Это вам, отшельникам, потомкам рода сакья, разрешено, это вам не разрешено".
Если мы отменим малые и незначительные предписания, пойдёт следующий слух: "вплоть до момента, когда задымился [погребальный костёр], отшельником Готамой объяснялись дисциплинарные предписания, пока был жив наш учитель, они [монахи] совершенствовались в следовании этим предписаниям, с момента когда учитель отошёл, они больше не совершенствуются в следовании им".
Если общину это устраивает, пусть она не устанавливает не установленного, установленного не отменяет, пусть она существует приняв (соблюдая) правила как они установлены.
Таково ходатайство.
- такое процедурное заявление он озвучил.
Не следует это так воспринимать.
Ведь старший монах Нагасена сказал: "не была дана возможность [говорить] тем, у кого другая точка зрения".
Старший монах Махакассапа озвучил процедурное заявление: "малые и незначительные нарушения отменены не будут".

Место в  "вопросах Милинды" с этим объяснением.

Также Будда велит наложить на Чханну, который был в миру его колесничим, высшую кару:

Tathāgatapacchimavācā

После моего ухода, Ананда, пусть на монаха Чханну будет наложена высшая кара".
"Но какова, о досточтимый, высшая кара?"
"Пусть, Ананда, монах Чханна говорит, что хочет,
но монахам не следует ни беседовать с ним, ни поучать его, ни наставлять."

Как конкретно это было исполнено описано в корзине дисциплины CV 11.

Затем он даёт возможность задать ему последний вопрос:

Tathāgatapacchimavācā

Затем Благословенный обратился к монахам: "Монахи, если хотя бы у одного монаха есть сомнение или неуверенность в Будде, Дхамме, Сообществе, пути или практике - спрашивайте, чтобы не сожалеть потом: "Учитель был прямо перед нами, а мы не смогли спросить Благословенного в его присутствии".
Когда так было сказано, те монахи хранили молчание.
И во второй раз Благословенный... и в третий раз Благословенный обратился к монахам: "Монахи, если хотя бы у одного монаха есть сомнение или неуверенность в Будде, Дхамме, Сообществе, пути или практике - спрашивайте, чтобы не сожалеть потом: "Учитель был прямо перед нами, а мы не смогли спросить Благословенного в его присутствии".
Когда так было сказано, те монахи хранили молчание.
Тогда Благословенный обратился к монахам: "Может быть, монахи, вы из почтения к Учителю не задаете вопросов.
Тогда, монахи, пусть товарищ сообщит товарищу".
Когда так было сказано, те монахи хранили молчание.
Тогда почтенный Ананда так сказал Благословенному: " О почтенный, это удивительно, это невероятно! Я убеждён, что в этом собрании монахов нет ни одного, кто имел бы сомнение или неуверенность в Будде, Дхамме, Сообществе, пути или практике."
"Ананда, ты говоришь это из убеждённости, но у Татхагаты есть знание.
В этом собрании монахов нет ни одного, кто имел бы сомнение или неуверенность в Будде, Дхамме, Сообществе, пути или практике.
Среди этих пятисот монахов, о Ананда, самый низший - вошедший в поток, не способный к падению в миры страданий, с предрешённой судьбой, обеспечено ему постижение."

Последнее слово Будды:

Tathāgatapacchimavācā

И Благословенный обратился к монахам: "И сейчас, монахи, я увещеваю вас: всё конструированное подвержено исчезновению, избегая беспечности прилагайте усилия."

Само последнее слово в комментарии объяснено лишь кратко. Говорится, что монахи должны с памятованием прилагать усилия во всех делах. На основании МН 53 ТБ пишет, что это указывает на практику по достижению совершенства в знании и поведении с помощью памятования.