Старший монах Упавана

Опубликовано khantibalo от

Почтенный Упавана обмахивал Будду, но Будда велел ему отойти. На вопрос Ананды Будда дал объяснение, чтобы отвести упрёк от почтенного Упаваны. Вокруг находилось огромное количество божеств, но они приняли такой облик, что не мешали друг другу. Почтенный Упавана был очень большим и они не могли видеть сквозь него или подойти ближе. Божества по разному воспринимали приближающуюся кончину Будды:

Upavāṇatthero

"Но какого рода божествам внимает досточтимый Благословенный?"
"Есть Ананда, божества, в небе распознающие землю, которые с растрёпанными волосами рыдают, заламывая руки рыдают, падают как подкошенные, крутятся из стороны в сторону: "Слишком скоро Благословенный достигнет окончательной ниббаны, слишком скоро Достигший блага достигнет окончательной ниббаны, слишком скоро Провидец исчезнет в мире".
"Есть Ананда, божества, на земле распознающие землю, которые с растрёпанными волосами рыдают, заламывая руки рыдают, падают как подкошенные, крутятся из стороны в сторону: "Слишком скоро Благословенный достигнет окончательной ниббаны, слишком скоро Достигший блага достигнет окончательной ниббаны, слишком скоро Провидец исчезнет в мире".
Но те божества, что избавились от страсти, переносят осознанно и с памятованием: "Конструированное изменчиво, разве можно добиться [иного]?".

В комментарии объясняется, что это "иное" относится к желанию не разрушения подверженного разрушению.

Почему дост. Упавана был таким могучим:

Upavāṇattheravaṇṇanā

Это потому, что у памятника Будде Кассапе он был охраняющим божеством.
Якобы после достижения Буддой Випасси окончательной ниббаны над останками, подобными одному монолитному слитку золота был построен памятник, ведь для будд-долгожителей памятник может быть только один.
Люди его на длину драгоценностей увеличивали, толщиной в два пальца золотыми плитками, приклеив их жёлтыми и красными минералами, горчичным маслом исполнив водные процедуры сделали его длиной в йоджану.
Затем земные божества увеличили на йоджану, затем небесные, затем божества тёплых дождей, затем божества грозовых облаков, затем божества четырёх великих правителей, затем божества мира 33 увеличили на йоджану - так памятник стал семь йоджан в высоту.
Взяв у людей гирлянды, благоуханные вещества, ткани и прочее, среди пришедших взяв божеств -защитников они выражали почтение памятнику, видимому только им. (?)
Тогда этот старший монах был знатным и богатым брахманом и, подав жёлтую ткань, ушёл.
Божество, взяв его ткань в руки, выразило почтение памятнику.
Брахман, увидев это, с радостью на сердце сделал устремление: "пусть в будущем я буду божеством-охранителем у такого памятника Будде". Скончавшись, он возродился в мире божеств.
Пока он перерождался в мире людей и в мире божеств, в мире появился благословенный Кассапа и достиг окончательной ниббаны.
И у него были останки тела в виде одной части.
Их взяли и построили памятник длиной в йоджану.
Он [Упавана], будучи в том месте божеством-защитником, по исчезновении системы обучения Будды возродился в благом уделе. Во время нашего Благословенного скончавшись там он был зачат в большой семье, покинул дом, отрешился от мирской жизни и достиг архатства.
Вот как следует понимать, почему старший монах в этой жизни был полон сил, будучи [в прошлом] божеством-охранителем.

Окончательную ниббану Будды хорошо переносят те божества, что достигли невозвращения и архатства.