Восемь освобождений

Опубликовано khantibalo от

Aṭṭha vimokkhā

Ананда, это восемь освобождений.
Каковы эти восемь?
Обладая (тонко)материальным он видит тела, – таково первое освобождение.
Без распознавания внутренней материи он видит внешние тела, – таково второе освобождение.
Он настраивается только на красивое, – таково третье освобождение.
Полностью выйдя за пределы распознавания материи, избавившись от распознавания раздражения, не обращая внимания на распознавание многообразия, думая "пространство безгранично" он входит и пребывает в сфере безграничного пространства, – таково четвертое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы безграничного пространства, думая "сознание безгранично", он входит и пребывает в сфере безграничного сознания, – таково пятое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы безграничного сознания, думая "ничего нет", он входит и пребывает в сфере отсутствия чего бы то ни было, – таково шестое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы отсутствия чего бы то ни было, он входит и пребывает в сфере ни-распознавания-ни-отсутствия-распознавания, –
таково седьмое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы ни-распознавания-ни-отсутствия-распознавания, он входит и пребывает в состоянии прекращения распознавания и ощущения – таково восьмое освобождение.
Таковы, Ананда, восемь освобождений.

Далее Будда рассказывает Ананде о разговоре с Марой и о том, что он отрешился от поддержания жизни.

Подробные объяснения в комментарии не даются, но в других комментариях есть следующие объяснения

7. Mahāsakuludāyisuttavaṇṇanā

В смысле хорошего освобождения от противоположных качеств, в смысле хорошего освобождения в опоре и благодаря наслаждению, ...
Но этого значения в последнем освобождении нет, во всех предыдущих есть.
"Обладая (тонко)материальным видит материальное": здесь во внутренних волосах головы и прочем благодаря касине синего и прочих порождённая поглощённость тонкоматериального мира называется (тонкой) материей, благодаря их существованию он обладает (тонко)материальным.
"Видит внешние материальные предметы": с помощью зрения поглощённости видит касины синего и прочие как материальное.
Этим объяснены четыре состояния поглощённости тонкоматериального мира в касинах во внешних и внутренних предметах.
"Без распознавания внутренней материи": внутренне не распознаёт материю, смысл в том, что во внутренних волосах головы и прочем не возникли состояния поглощённости тонкоматериального мира.
Объясняется, что с помощью этого выполнив предварительную работу были порождены состояния поглощённости тонкоматериального мира только на внешнем.
"Настраивается на красивое": этим объясняются хорошо очищенные состояния поглощённости на синей касине и прочих касинах цветов.
Здесь во время поглощённости нет мысли "красивое", но тот, кто делает опорой хорошо очищенную касину красоты (красивую касину) и пребывает в этом состоянии, тот, поскольку его приходится называть "настраивается на красивое", поэтому так ведётся наставление.
Но в Патисамбхидамагге сказано: "что такое освобождение "настраивается на красивое"?
Здесь монах с умом, наполненным дружелюбием, пребывает, распространив на одно направление ... благодаря развитию дружелюбия существа перестают быть отвратительными.
с умом, наполненным состраданием, с умом, наполненным сопереживающей радостью, с умом, наполненным безмятежным наблюдением пребывает, распространив на одно направление ... благодаря развитию безмятежного наблюдения существа перестают быть отвратительными.
Таково освобождение "настраивается на красивое"".

Они приведены с той же целью - показать бесстрашие.

Затем якобы Будда говорит, что землетрясение произошло именно потому, что он отрешился от поддержания жизни.