Львиный рык Сарипутты

Опубликовано khantibalo от
Sāriputtasīhanādo
И тогда почтенный Сарипутта пришел к тому месту, где находился Благословенный, выразил ему почтение и сел в одной стороне от него.
Сидя в одной стороне от него почтенный Сарипутта так сказал Благословенному: "Досточтимый, у меня есть такая убеждённость в Благословенном, что ни в прошлом, ни сейчас, ни в будущем не будет ни одного отшельника или брахмана, кто превосходил бы Благословенного в истинном знании, а именно в постижении."

На это Будда спрашивает, на основании чего дост. Сарипутта делает такое утверждение - правда ли он охватил своим умом умы будд прошлого, будущего и будды настоящего и сделал такое заключение? Сарипутта говорит, что у него нет такого знания, но он, зная принцип Дхаммы сделал такое заключение:

Sāriputtasīhanādo
Таким же образом, о досточтимый, мною был понят принцип Дхаммы: "Какие бы ни были в прошлом достойные (араханты), постигшие в совершенстве, все те благословенные, устранив пять помех - загрязнений ума, ослабляющих мудрость, укрепив в своём уме четыре способа установления памятования, развив семь факторов постижения как они есть, стали полностью постигшими посредством непревзойдённого совершенного постижения.
И какие бы ни были в будущем достойные (араханты), постигшие в совершенстве, все те благословенные, устранив пять помех - загрязнений ума, ослабляющих мудрость, укрепив в своём уме четыре способа установления памятования, развив семь факторов постижения как они есть, станут полностью постигшими посредством непревзойдённого совершенного постижения.
И сейчас Благословенный - достойный (арахант), постигший в совершенстве, устранив пять помех - загрязнений ума, ослабляющих мудрость, укрепив в своём уме четыре способа установления памятования, развив семь факторов постижения как они есть, стал полностью постигшим посредством непревзойдённого совершенного постижения."

В сутте приводится фрагмент ДН28, после которого в ДН28 дост. Сарипутта говорит, что однажды пришёл к Благословенному послушать проповедь и обрёл убеждённость в Трёх Драгоценностях.
Далее он приводит доводы в пользу того, что способ преподавания Дхаммы Благословенным является непревзойдённым.
Способ преподавания -
1. благотворных факторов - 37 крыльев постижения, благодаря которым монах освобождается от влечений.
2. 6 внутренних и внешних сфер
3. 4 вида перерождения: перерождение обычных людей, перерождение 80 великих учеников, 2 великих учеников Будды + паччекабудды и бодхисатты, бодхисатт в последнем рождении до становления буддой
в них различается наличие/отсутствие знания при вхождении в утробу, при нахождении в ней и при выходе из неё
4. 4 вида узнавания мыслей другого человека: через видимый признак, услышав звук, направление ума на передаваемое звуком, вхождение в состояние поглощённости выше 1
5. Достижение способности видеть 4 способами: 32 части тела; кости с кожей, плотью и кровью; познание потока сознания установленного в этом и след. мире; познание потока сознания не установленного там и там
6. Классификация личностей: освобождённый обоими способами, освобождённый мудростью и тд.
7. 7 факторов постижения
8. 4 вида продвижения - мучительное продвижение с медленным постижением и т.д.
9. Надлежащая речь
10. Этичное поведение - охрана дверей чувств, умеренность в еде и т.д.
11. 4 способа восприимчивости к наставлениям: следуя наставлениям он достигнет вхождения в поток, однократного возвращения и т.д.
12. Знание освобождение других - вхождение в поток и т.д.
13. В отношении доктрины о вечной жизни/вечных существах
14. В отношении прошлых жизней - кем был, как жил и т.п.
15. В отношении смерти и перерождения в зависимости от поступков
16. Сверхсилы благородных и неблагородных

Благословенный постиг это и нет ничего другого, что следовало бы постигнуть и в этом понимании нет никого, кто бы превосходил Благословенного.

Итог: благословенный достиг всего, что можно достичь человеческим усилием, при этом он не предаётся ни чувственным удовольствиям ни изнурением себя (2 крайности). Он наслаждается счастьем 4 джхан.

В прошлом и будущем будут аналоги Благословенному в постижении, но сейчас, поскольку двух будд одновременно быть не может, аналога Благословенному в этих качествах нет и быть не может.
Почтенный Удаи здесь замечает удовлетворённость и скромность Благословенного, обладающего этими достижениями. Если бы аскеты других религий обладали ими, они провозглашали бы это с флагом.