Рассказ о просьбе Ананды

Опубликовано khantibalo от

Ānandayācanakathā

Когда это было сказано почтенный Ананда так сказал Благословенному: "Пусть досточтимый Благословенный останется на срок, пусть Достигший блага останется на срок на благо многих, на счастье многих, из сострадания к миру, на пользу, благо и счастье божеств и людей".
"Довольно, Ананда,
не умоляй Татхагату. Миновало время для таких просьб".

Затем Будда спрашивает, имеет ли Ананда убеждённость в Татхагате, который обладает всеми этими достижениями. Раз ты убеждён, то это только твой проступок.

Ānandayācanakathā

Ананда, разве раньше я не учил: "всё приятное и милое подвержено изменению, расставанию и становлению другим."
Поэтому, Ананда, разве можно добиться, чтобы не разрушилось рождённое, ставшее, сконструированное и подверженное разрушению? Это не возможно.
И это, Ананда, Татхагата отверг, оставил, отбросил, отринул: Татхагата отрешился от поддержания жизни, было сделано однозначное заявление: "Не долго осталось до момента, когда состоится окончательная ниббана Татхагаты.
Через три месяца от сего дня Татхагата достигнет окончательной ниббаны."
И чтобы ради продолжения жизни Татхагата взял свои слова назад - это не возможно.

"всё приятное и милое подвержено изменению, расставанию и становлению другим" - приятное и милое - это мать, отец, брат, сестра и прочие. Они подвержены этому из-за рождения, смерти и факта бытия.

"Разве можно добиться" - поскольку тело Татхагаты рождено и подвержено разрушению, невозможно, чтобы оно не разрушилось пусть даже он имеет удивительные достижения и свершил удивительные вещи. Плачем нельзя добиться обратного.

Затем Будда собирает монахов и объявляет о своей будущей кончине:

Ānandayācanakathā

Усевшись, Благословенный обратился к монахам: "Монахи, по этой причине те мои учения, которые были мной истинно поняты и объяснены, их вам следует усвоить, практиковать, развивать и совершенствовать, чтобы эта система обучения просуществовала долго, долгое время сохранялась на благо многих людей, на счастье многих людей, из сострадания к миру, на благо, пользу и счастье людей и божеств.
Это четыре способа установления памятования, четыре надлежащих усилия, четыре основы сверхсил, пять духовных способностей, пять духовных сил, семь факторов постижения и благородный восьмеричный путь.
И Благословенный обратился к монахам: "И сейчас, монахи, я увещеваю вас: всё конструированное подвержено исчезновению, избегая беспечности прилагайте усилия.
Не долго осталось до момента, когда состоится окончательная ниббана Татхагаты.
Через три месяца от сего дня Татхагата достигнет окончательной ниббаны."

"всё конструированное подвержено исчезновению, избегая беспечности прилагайте усилия." - фраза встретится ещё раз в тексте