История странствующего отшельника Субхадды

Опубликовано khantibalo от

В комментарии даётся история прошлой жизни Субхадды, которая полностью даётся в комментарии к Дхп 11,12.

95 мировых циклов назад жил будда Випасси. В то время жили два брата-домохозяина, которых звали Маха Кала и Чула Кала. Они посеяли рис на поле. Однажды Чула Кала пошёл на поле, взял и размолол сердцевину незрелого риса и на вкус она оказалось очень  сладкой. Он решил подать из незрелого риса Будде, но младший брат сказал, что подавать незрелое - глупость и только испортит урожай.
Младший брат несколько раз повторял своё предложение и наконец старший предложил разделить поле, так что младший сможет делать со своей половиной что хочет. Младший сделал подношение Будде как он решил и в присутствии Будды сделал устремление, что благодаря подношению первых плодов он станет первым, кто обретёт архатство.
По мере созревания риса он подавал Будде подношения на каждой стадии его созревания. В итоге получилось 9 подношений.
И также при жизни Будды Падумуттары сто тысяч циклов назад он сделал обильные дары Будде и пожелал того же.
При жизни Будды Готамы его устремление исполнилось и он стал Конданьей-понявшим.
Старший брат подал Будде Випасси только собранный рис, поэтому и при жизни Будды Готамы он отстал от брата и желание прийти к Будде возникло у него в самый последний момент.
(в комментарии к ДН16 старший и младший поменялись местами)

Субхадда пришёл задать Будде вопрос, но Ананда не хотел его пускать. Однако Будда разрешил ему задать свой вопрос:

Subhaddaparibbājakavatthu

Сидя в одной стороне отшельник Субхадда так сказал Благословенному: "Почтенный Готама, те отшельники и брахманы, имеющие общины, имеющие сообщества, наставники своих сообществ, известные, прославленные, лидеры течений, уважаемые народом, а именно: Пурана Кассапа, Маккхали Госала, Аджита Кесакамбала, Пакудха Каччаяна, Санчая Беллатхапутта и Нигантха Натапутта - все ли они постигли как заявляют, или все не постигли, или некоторые постигли, а некоторые нет?"

Суть вопроса Субхадды в том, ведут ли к цели (освобождения) учения других учителей. Если да, то можно ли говорить о том, что эти учителя постигли как оно есть.

Будда не стал разбирать конкретные учения, из-за того, что в этом не было пользы и не было возможности (времени было мало?).

Отвечая, Будда говорит, что в других религиозных системах нет четырёх отшельников: вошедшего в поток, достигшего однократного возвращения, достигшего невозвращения и араханта. В общей сложности 12 видов отшельников отсутствует в других системах: достигшие 4 путей, 4 плодов и занимающихся практикой по достижению 4 путей.

Subhaddaparibbājakavatthu

О Субхадда, в этой доктрине и дисциплине присутствует благородный восьмеричный путь, здесь есть отшельник [первого вида], здесь есть отшельник второго вида, здесь есть отшельник третьего вида, здесь есть отшельник четвёртого вида. В других учениях [настоящих] отшельников нет.
Но если, Субхадда, монахи будут жить надлежащим образом, мир не останется без арахантов.

Араханты будут пока эти 12 живут надлежащим образом, а именно рассказывать другим о своих достижениях и делать других достигшими этих состояний. Они будут объяснять освоенные ими виды медитации.

Услышав это наставление Субхадда захотел стать учеником Будды:

Subhaddaparibbājakavatthu

Досточтимый, я хотел бы получить отрешение от мирской жизни в присутствии Благословенного, я хотел бы получить полное членство [в монашеской общине]."
"Субхадда, тот, кто ранее был последователем другого учения и желает в этой доктрине и дисциплине отрешения от мирской жизни и полного членства, проходит четырёхмесячный испытательный срок.
По истечении четырёх месяцев, если монахи удвовлетворены им, они проводят для него отрешение от мирской жизни и принимают его в ряды полноправных монахов.
Но в этом вопросе я знаю различия между личностями".
"Досточтимый, раз те, кто ранее были последователями другого учения, желая в этой доктрине и дисциплине отрешения от мирской жизни и полного членства, проходят четырёхмесячный испытательный срок, и раз по окончании этого срока, если монахи удовлетворены ими, они проводят им отрешение от мирской жизни и принимают их в ряды полноправных монахов
– тогда я пройду испытательный срок в четыре года. По истечении четырёх лет, если монахи будут удвовлетворены, пусть они проведут [мне] отрешение от мирской жизни и примут в ряды монахов.".

Будда велел Ананде провести для Субхадды процедуру оставления мирской жизни. В той религии, которую исповедовал Субхадда это означало, что учитель, поручая ученику исполнить его (учителя) функцию, ставит его на своё место. Для ученика это является благом.

Ананда провёл ему оставления мирской жизни (бритьё головы и т.п.) после чего привёл его к Будде, который принял его в полноправные члены (как? ehi bhikkhu?) и объяснил предмет медитации. Занимаясь практикой в том самом парке Субхадда достиг архатства с толкующими знаниями и вернулся к Будде. Он стал последним прижизненным учеником Будды.

По испытательному сроку:

Здесь сказано, что огнепоклонников и выходцев из рода Сакья принимать без испытания:

25. Aññatitthiyapubbakathā

Монахи, если тот, кто ранее был последователем другой религии, приходит обнажённым, следует найти одеяние для него у наставника.
Если пришёл с необритыми волосами, следует объявить общине о бритье головы.
Монахи, кто является аскетом-огнепоклонником со спутанными волосами, тех по приходу следует принимать в полноправные члены. Не нужно давать им испытательный срок.
А по какой причине?
Они, монахи, проповедуют принцип каммы, принцип последствий поступков.
Монахи, если приходит человек из рода Сакьев, бывший последователем другой религии, его следует принимать в полные члены по приходу, не следует давать ему испытательный срок.
Монахи, родственникам я даю особую привилегию.

В целом смысл такой, что речь об отрешившихся от мира, т.е. прошедших некую процедуру приёма в отшельники. К мирянам это не относится.

Отрешившийся от мира последователь другой религии, желающий стать буддийским монахом, должен пройти процедуру оставления мирской жизни с принятием 3 прибежищ и 10 правил, после чего просить общину назначить исп. срок.

Кандидат считается провалившим испытание если он наушает правила хождения за подаянием, замечен в недопустимой компании, не старателен в монашеских делах, не имеет желания практиковать Дхамму, рад слышать похвалу своему бывшему учителю и порицание Трёх Драгоценностей, недоволен в ответ на порицание своего учителя и доволен в ответ на порицание Трёх Драгоценностей. В этом случае его нельзя принимать в полные члены. В противном случае принять можно.

Подробно об исп. сроке на англ.