Суд и судьи

Опубликовано khantibalo от

19 глава Дхаммапады названа в честь предмета первых двух её строф главой о справедливых.  Комментарий к ним говорит, что монахи увидели как судьи берут взятки и выносят несправедливые решения. Они рассказали об этом Будде и он изрёк строфы, описывающие справедливого и несправедливого судью:

19. Dhammaṭṭhavaggo

Не потому человек зовется справедливым, поскольку судит предвзято;
[напротив] это тот мудрый, кто исследует истинное и ложное.
Судит других без предвзятости, согласно закону и беспристрастно -
такой мудрый человек защищает закон, он зовётся справедливым.

Слово dhammaṭṭho, которое здесь переведено как "справедливый", может также пониматься как "придерживающийся закона", досл. "стоящий на законе", "отстаивающий закон".

Согласно комментарию, несправедливый, предвзятый судья - это тот, который выносит ложный, несправедливый вердикт. В отношении любимых ему людей он выносит вердикты в их пользу. В отношении ненавидимых людей он выносит вердикты в противоположную сторону. В отношении людей, которых он боится, он выносит вердикты в их пользу. Кроме того, он берёт взятки и выносит вердикты в пользу тех, кто их даёт.

Справедливый судья - это тот, который в судебном процессе устанавливает правду и ложь, т.е. что реально было и чего реально не было. Он выносит вердикт строго согласно правилам вынесения решений, а не на основе симпатий или антипатий к истцу и ответчику. Такой судья называется справедливым, беспристрастным, мудрым, стражем закона.

В 77 джатаке описывается период упадка государства. Упадок судебной системы описывается следующим образом:

  1. порочные правители перестанут назначать судьями опытных чиновников, поставя вместо них неопытных юнцов
  2. порочные правители назначат на роль судей порочных людей, которые будут брать взятки
  3. в зале суда никто не будет прислушиваться к словам людей высокого происхождения, знатоков закона