Присвоение Сарипутте и Моггаллане звания главных учеников

Опубликовано khantibalo от

Эта история описана в комментарии к 11 строфе Дхаммапады.

Завершается она приходом Упатиссы и Колиты к Будде уже в статусе вошедших в поток:

8. Sāriputtattheravatthu

Когда учитель, сидя посреди четырёхчастного собрания, проповедуя Дхамму, издалека увидел идущих к нему двух странствующих отшельников, он сказал своим монахам: "Монахи, вот идут два друга - Упатисса и Колита. Они станут двумя моими главными и лучшими учениками."
Отшельники выразили почтение учителю, сели в стороне и сказали: "о досточтимый, мы хотели бы получить возможность уйти в бездомную жизнь в присутствии Благословенного, мы хотели бы получить полное членство в ордене".
Благословенный сказал: "Идите монахи. Учение возвещено. Ведите возвышенную жизнь для полного избавления от страданий".
Они тут же чудесным образом обрели одеяния и сосуды для подаяния, и стали подобны монахам, которые следовали учению более 100 лет.

Спустя время оба они достигли архатства. В день полнолуния месяца Магха Будда присвоил им звания главных учеников:

8. Sāriputtattheravatthu

В тот день, когда тени стали длиннее [наступил вечер], учитель собрал своих учеников в Велуване, присвоил двум монахам статус главных учеников и зачитал Патимоккху.

Согласно комментарию к Дхаммападе, после того, как Будда присвоил им статус главных учеников, остальные стали роптать, указывая на то, что на роль главных учеников есть куда лучшие кандидаты: монахи из группы пяти первых учеников, братья Кассапа и прочие. На это Будде пришлось рассказывать истории прошлых жизней каждого из перечисленных кандидатов и объяснять, что у них не было устремления стать главными учениками, а у Упатиссы и Колиты оно было.

Главные ученики играют ключевую роль в монашеском ордене Будды - с их жизнеописаниями можно познакомиться здесь. В МН 141 Будда говорит о большой значимости главных учеников:

11. Saccavibhaṅgasuttaṃ

Монахи, встречайтесь с Сарипуттой и Моггалланой. Монахи, контактируйте с Сарипуттой и Моггалланой.
Они мудрые монахи, сочувствующие друзьям в возвышенной жизни.
Монахи, как мать [рожает] - это Сарипутта. Монахи, как няня ухаживает за новорожденным - это Моггаллана.
Монахи, Сарипутта обучает для достижения плода вхождения в поток. Моггаллана обучает для достижения высшей цели.