Наставление по Патимоккхе (овада патимоккха гатха)

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 20:15

В комментарии к Виная питаке говорится, что чтение Овада Патимоккха Гатхи является единственным способом, которым будды наставляют учеников по нравственному поведению на собраниях.

Согласно самой Виная питаке будды - долгожители не устанавливали правил для монахов и почти не было наставлений, которые они могли бы друг другу передавать. Ученики были очень чистыми и признаки разложения возникали уже к концу жизни будды. У других будд, в том числе и у нашего, признаки разложения в монашеской общине возникали уже в течение жизни и им приходилось устанавливать правила для монахов по итогам прецедентов. После инцидента, который описан в наставлении о дне упосатхи УД 5.5 наш Будда перестал зачитывать монахам Патимоккху в виде Овада Патимоккха Гатхи и велел им проводить процедуру самостоятельно. Согласно комментарию к УД 5.5 инцидент произошёл через 20 лет после того, как Будда стал проповедовать. В комментарии к 1 параджике сказано, что первое правило - первая параджика - появилась через 20 лет после начала проповеди. После этого монахи стали зачитывать список установленных к тому моменту правил и церемония приобрела современный вид.

Подробное объяснение правил проведения упосатхи и чтения патимоккхи в настоящее время - в BMC.

Основные сведения о самой Патимоккхе - см. здесь.

Разбор Овада Патимоккха Гатхи

Наставление по Патимоккхе из ДН14

Терпение и прощение есть высший аскетизм
Будды говорят, что ниббана является наивысшей.
Не отшельник тот, кто вредит другому
Досаждающий другому - не аскет.
Не делание всякого зла, принятие благотворного
Очищение своего ума - таково наставление будд.
Избегание оскорблений и причинения вреда, сдержанность согласно Патимоккхе
Умеренность в еде, уединённое жилище
Приверженность возвышенному уму - таково наставление будд.

Эти же стихи, но в другом порядке также находятся в 14 главе Дхаммапады.

Комментарий к этим строфам содержится в комментарии к ДН 14 и в комментарии к 14 главе Дхаммапады.

Терпение и прощение есть высший аскетизм

"Высший аскетизм" означает, что прощение считается наивысшим терпением и снисходительностью.

Будды говорят, что ниббана является наивысшей.

Ниббана по словам всех будд (а также паччекабудд и арахантов) является наивысшей среди всех явлений.

Не отшельник тот, кто вредит другому, досаждающий другому - не аскет.

Комментарий говорит, что в этих двух строках выражается аналогичная мысль. Тот отшельник, который вредит или досаждает другому существу, не является аскетом или отшельником в истинном смысле. Комментарий увязывает это с первой строкой, говоря, что тот, кто не имеет прощения и терпения и из-за этого вредит другим существам, даже мелким насекомым, звания аскета не заслуживает. Аскетом в истинном смысле является тот, кто отрешился от скверны (Дхп 388). Истинный отшельник - это тот, кто победил все пороки (Дхп 265). Так Будда переопределяет понятия "аскет" и "отшельник", а также понятие "брахман".

Не делание всякого зла, принятие благотворного, очищение своего ума - таково наставление будд.

Эта строфа объясняет чему учат все будды. Они призывают к нравственной сдержанности, под которой понимается отказ от неблаготворных поступков ("не делание всякого зла"), принятие благотворного посредством успокоения и прозрения и очищение ума плодом архатства. В другом комментарии под очищением своего ума предлагается понимать очищение его от 5 препятствий.

Ещё один коммментарий к этой строфе - тут. Есть утверждение, что всё учение Будды может быть выражено в этой строфе (где подтверждение в текстах?). Хотя эта строфа заканчивается "таково наставление будд", такой же фразой заканчивается и следующая.

Избегание оскорблений и причинения вреда, сдержанность согласно Патимоккхе

Здесь говорится, что нужно избегать оскорблений речью и нанесения вреда телом. Под патимоккхой понимается высшая нравственность и высшая сдержанность, которая избавляет от дурных уделов и приводит к освобождению.

Умеренность в еде, уединенённое жилище

Здесь речь о самоконтроле при принятии пищи и проживание в месте, где отсутсвует телесный контакт. Слово "жилище" дословно означает кровать и стул, и это жилище позволяет использовать все 4 опоры монаха. Умеренность в еде подробно описана в 1 главе Висуддхимагги.

Приверженность возвышенному уму

Под возвышенным умом следует понимать ум в состоянии 8 достижений - 4 джханы тонкоматериального мира и 4 джханы нематериального мира.

Таково наставление будд

Все будды поучают учеников именно этим наставлением.

Комментарий к Дхаммападе говорит, что в этих строках объясняется тройное обучение: обучение возвышенной нравственности, обучение возвышенному уму и обучение возвышенной мудрости. Однако не ясно где здесь обучение возвышенной мудрости. Возможно мудрость прозрения здесь входит в принятие благотворного.