Безличность

Опубликовано khantibalo от

Безличность является третьей характеристикой всех составляющих нашего опыта, которые можно классифицировать по схеме 5 совокупностей или 6 сфер. Она заключается в том, что все эти составляющие в истинном смысле не являются нами и нашими.

В СН 22.59, второй проповеди Будды, безличность пяти совокупностей объясняется двумя способами:

1. Отсутствие возможности контролировать пять совокупностей усилием воли. Если бы совокупности были нами/нашими, тогда они абсолютно во всём подчинялись бы нашим волевым усилиям и мы могли бы делать их такими, какими хотим. Хотя мы можем оказывать на них определённое влияние (что порождает то самое отождествление и присвоение), мы не властны над их основными, самыми главными характеристиками: подверженности изменениям и разрушению.

2. Изменчивость пяти совокупностей, неудовлетворительность (страдание) вследствие изменчивости и, как следствие, невозможности считать собой и своим то, что изменчиво, не удовлетворительно и подвержено превратностям. Эта схема также используется в других суттах, напр. в СН 22.45, где прямо говорится, что 5 совокупностей изменчивы (1 характеристика), что изменчиво, то мучительно (2 характеристика), что мучительно не может быть мной/моим (3 характеристика). Видение трёх характеристик в 5 совокупностях приводит к освобождению.

В МН 148 безличность 6 внутренних и внешних сфер, 6 видов сознания, 6 видов соприкосновения, порождаемых ими 6 видов ощущений и 6 видов жажды объясняется путём возможности распознать их возникновение и исчезновение. Поскольку это возможно, у того, кто отождествляется с ними, выходит, что то, что он считает собой, возникает и исчезает. Из этого следует, что шесть шестёрок безличны (не являются мной/моим). Необученный простолюдин рассматривает шесть шестёрок как "это моё, я являюсь этим, это является мной" и отождествляется с ними. Комментарий говорит, что эта фраза демонстрирует хватку жажды, самомнения и взглядов. Самоотождествление устраняется оно путём рассмотрения их "это не моё, я не являюсь этим, это не является мной". Убеждение в самоотождествлении разбирается в отдельной статье.

Здесь есть возражение, что изменчивость является причиной не только страданий, но также в некоторых случаях и счастья. Например, если человек был болен, но благодаря изменениям в теле выздоровел, это изменение является причиной его счастья. Однако тут нужно отметить, что для человека в целом нежелательно если принадлежащие ему вещи будут иметь свойство неконтролируемого и непредсказуемого изменения в какую-либо сторону (даже в лучшую). Поэтому люди стремятся всячески этого избежать, защищая свои вещи всеми возможными способами и стараясь находится в обществе предсказуемых людей.

Нельзя считать в истинном смысле собой и своим то, что подвержено неконтролируемым изменениям и превратностям.

Распознавание безличности является важной практикой, входящей в число 7 распознаваний. В Гиримананда сутте оно объясняется как распознавание безличности 6 внутренних и внешних сфер чувств.

Изменчивость и страдание являются очевидными характеристиками и они известны даже когда Будда отсутствует. Но характеристика безличности является тонкоуловимой и сложной и может быть объяснена только Буддой. И даже Будда объясняет её через изменчивость и страдание.