Непостоянство

Опубликовано khantibalo от

Материал на основе wheel 186:

Определение

Даётся в комментаторской литературе.

Attasamanupassanāvaṇṇanā

В непостоянном и прочих - оно непостоянно, потому что просуществовав (какое-то время) не существует.

Для 5 совокупностей

Ānāpānassatikathā

Непостоянство - это возникновение, исчезновение и изменения в этих самих совокупностях; или отсутствие [этих совокупностей] после существования; разрушение порождённых совокупностей путём мгновенного разрушения, поскольку они не остаются такими, какими были до этого. Таково здесь объяснение.

Исходя из этих объяснений лучшим переводом было бы "преходящий". Однако от этого слова невозможно образовать существительное, которое нужно для aniccatā.

Непостоянство чего

Непостоянство описывается в отношении

Непостоянство внешнего мира

Во внешнем мире непостоянство распространяется даже на мировые элементы. В 13 главе Висуддхимагги (пункты 405, 406. Стр. 408 в переводе) описывается разрушение мирового элемента огнём, водой или ветром. Материал основан на  ДН 27 и АН 7.66.

Непостоянство человеческого тела

В отношении своего тела непостоянство заметно в старении, болезнях, смерти и разрушении после смерти. Об этом говорится в Дхп 41 и также во всей главе о старости (11).

Непостоянство 5 совокупностей

В СН 22.18 Объясняется, что непостоянны не только 5 совокупностей, но также и причины и условия их возникновения. Ведь не может такого быть, чтобы от непостоянных причин возникло что-то постоянное.

В СН 22.96 говорится что среди 5 совокупностей нет ничего, что бы было вечным и постоянным. Будда взял в руку комочек коровьего помёта и сказал, что если бы можно было найти даже вот столько вечного и постоянного, то невозможно было бы провозгласить возвышенную жизнь ради полного прекращения страдания.

Непостоянство прочего

В АН 3.47 говорится, что у всему конструированному присущи три конструированные характеристики: можно познать его возникновение, можно познать его исчезновение, можно познать его изменение. Это означает, что между возникновением и исчезновением нет фазы покоя, изменения происходит непрерывно пока объект существует.

В СН 35.82 говорится, что мир зовётся миром, потому что он разрушается (стареет).

Пояснения Абхидхаммы и Висуддхимагги

В Висуддхимагге отвергается идея низлежащей сущности: тот, кто отслеживает возникновение и исчезновение понимает, что до возникновения умственно-телесного нет хранилища, где бы оно находилось в невозникшем виде. При исчезновении оно не уходит ни в каком направлении. Даётся метафора со звуком музыкального инструмента. Звук возникает благодаря инструменту и человеческому усилию.

В Абхидхамме исследуется вопрос трёх фаз: возникновения, существования и исчезновения в отношении материальных и нематериальных явлений. Материальное трудно меняется и медленно исчезает. Нематериальное быстро меняется и быстро исчезает.

Связь с остальными двумя характеристиками

СН 22.45: из непостоянства пяти совокупностей следует, что они являются источником страданий, из этого, в свою очередь, следует, что они не являются нами. Что не является нами, не является нашим, мы не являемся этим. Ум того, кто истинной мудростью видит это в соответствии с действительностью, освобождается от влечений.

Ошибочные взгляды

В каноне описан случай, как один из монахов начал считать сознание постоянной сущностью, переселяющейся из одного состояния бытия в другое. В СН 35.93 Будда опровергает этот взгляд, объясняет, что сознание не возникает без причины. Оно возникает в зависимости от двойки способность восприятия - объект восприятия. Обе составляющие этой двойки изменчивы. Сознание соответствующей способности также изменчиво, поскольку возникает благодаря непостоянным условиям. Сочетание тройки способность восприятия - объект восприятия - сознание называется соприкосновением. Всё, что оно порождает, также непостоянно в результате.

Незаметность трёх характеристик

Необразованному простолюдину лучше было бы считать собой тело, а не вечно меняющийся ум: СН 12.61

В 21 главе Висуддхимагги говорится, что непостоянство не становится очевидным, потому что, когда на возникновение и исчезновение не направление внимание, оно сокрыто непрерывностью. Однако направление внимание на возникновение и исчезновение нарушает непрерывность и делает характеристику непостоянства очевидной.

В комментарии объясняется, что становится заметна разъединённость феноменов.

В АН 4.49 объясняются три искажения: искажение распознавания, искажение ума, искажение взглядов. Они приводят к тому, что человек считает непостоянное постоянным, мучительное приятным, не являющееся мной собой/своим, непривлекательное привлекательным.

Причиной возникновения этих искажений является неосновательное внимание, поэтому устраняются они лишь с помощью основательного внимания (или медитации прозрения).

Распознавание непостоянства

в СН 22.95 пять совокупностей - тело, ощущения, распознавания, умственные конструкции и сознание сравниваются с комком пены, с пузырём, с миражом, с пальмовым стволом и с фокусом. Когда монах исследует 5 совокупностей с помощью основательного внимания, он обнаружит их пустоту и бессущностность. Какая сущность/ сердцевина может быть в них?

Распознавание непостоянства 5 присваиваемых совокупностей является предметом медитации в АН 10.60 и разбирается на странице "распознавание непостоянства" материала для её изучения. Там же разбирается фрагмент СН 22.102.

И также Дхп 170

В ДН33 1 2 говорится о практикующем, которому известно возникновение, существование и исчезновение ощущений, распознаваний и рассуждений. Развитие такой собранности ума способствует памятованию и осознанию. Поддержание собранности как объяснено в СН 22.102 способствует разрушению влечений.

Распознавание непостоянства ощущений. В СН 36.7 объясняется как с помощью отслеживания ощущений и обращение внимания на непостоянство уничтожаются предрасположенности.
Когда возникает приятное ощущение, памятующий и осознающий практикующий понимает, что это ощущение зависит от тела. Но это тело непостоянно, конструированно и обусловленно возникшее. А как может быть постоянным приятное ощущение, возникшее на основе чего-либо непостоянного? В теле и ощущении он отслеживает непостоянство, прекращение, затухание и исчезновение. По мере этого устраняется предрасположенность к страсти в отношении тела и в отношении приятного ощущения.
При отслеживании неприятного ощущения он устраняет предрасположенность к возмущению. При отслеживании нейтрального ощущения - предрасположенность к неведению.

Плод распознавания непостоянства

Плод развития распознавания непостоянства выше, чем плод многих других благих поступков (АН 9.20), включая подношение пищи Будде с общиной.

В АН 5.30 говорится, что когда практикующий отслеживает непостоянстве шести сфер, являющихся основой соприкосновения, он укрепляется в отвратительности соприкосновения. Когда практикующий отслеживает непостоянстве 5 присваиваемых совокупностей, он укрепляется в отвратительности присвоения.

В биографии Будды и современных ритуалах

В ДН 16 в диалоге с рыдающим Анандой он напоминает, что со всем любимым и приятным придётся расстаться, потому что всё однажды возникшее обязательно исчезает. Последние слова Будды в той же сутте говорят о подверженности разрушению всего конструированного. По окончании похоронного ритуала зачитывается строфа о непостоянстве всего конструированного, которую Сакка изрёк после кончины Будды.