Распознавание непостоянства

Опубликовано khantibalo от

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание непостоянства?
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Тело непостоянно, ощущение непостоянно, распознавание непостоянно, умственные конструкции непостоянны, сознание непостоянно".
Так он пребывает, отслеживая непостоянство этих пяти присваиваемых совокупностей.
Это, Ананда, называется распознаванием непостоянства.

Комментарий начинает с пословного разбора фразы. По его словам под словом "здесь" понимается система Будды, вне которой возвышенные достижения не возможны. Речь о монахе в этой системе обучения. Для практики распознавания непостоянства монах уходит в безлюдное место. К тем трём, что даются в сутте - лес, подножие дерева, пустое пространство (пустой дом), в комментарии даётся ещё семь: гора, горная долина, пещера, кладбище, лесная чаща, открытое пространство, стог сена. Они полностью приведены в ДН 2. Комментарий говорит, что они подходят для разных времён года, разных темпераментов и т.п. (khantibalo: обратите внимание, что здесь нет правила для позы. достаточно находиться в безлюдном месте - поза может быть любая, в том числе ходьба) Практика состоит в размышлении о непостоянстве пяти совокупностей. (khantibalo: судя по всему это делается для постоянного удержания внимания на предмете медитации)

Ключевыми понятиями здесь является непостоянство и пять совокупностей. Непостоянство как одна из трёх характеристик конструированного, разбирается в отдельной статье. Пять совокупностей, в которых она отслеживается (распознаётся) также разбираются в собственном разделе. Понимание пяти совокупностей посредством их характеристик является ключевым для этой практики.

Комментарий говорит, что распознавание непостоянства состоит в отслеживании в пяти совокупностях возникновения, исчезновения и изменений. Характеристика непостоянства не выглядит очевидной из-за того, что её скрывает непрерывность (khantibalo: судя по всему, при отсутствии направления внимания отдельные фазы - возникновение и проч. плавно переходят друг в друга). Также даётся объяснение, что пять совокупностей непостоянны в смысле их разрушения.

В СН 35.4 Будда говорит, что то, что непостоянно, то мучительно. Возникновение и исчезновение постоянно угнетают конструированные явления. Таким образом, распознавая непостоянство, мы также распознаём характеристику страдания (khantibalo: видимо по этой причине нет отдельной практики распознавания страдания). И эта характеристика страдания тоже не выглядит очевидной. В качестве примера комментарий приводит страдание от длительного нахождения в одной позе и говорит, что это страдание скрывается путём смены поз и не удержания в уме этой характеристики. Постигнув постоянное угнетение мы не позволяем позам дальше скрывать характеристику страдания.

Небольшая инструкция по практике этого распознавания, а также его блага описаны в СН 22.102:

10. Aniccasaññāsuttaṃ

Каким же образом, о монахи, распознавание непостоянства, когда его развивают и часто практикуют устраняет всю чувственную страсть... упраздняет всё самомнение "я есть"?
"Таково тело, таково возникновение тела, таково исчезновение тела, таково ощущение... таково распознавание... таковы умственные конструкции... таково сознание, таково возникновение сознания, таково исчезновение сознания". Таким образом, о монахи, распознавание непостоянства, когда его развивают и часто практикуют, устраняет всю чувственную страсть, устраняет всю страсть к материальному, устраняет всю страсть к бытию, устраняет всё неведение, упраздняет всё самомнение "я есть".

Это объяснение полностью совпадает с формулой отслеживания пяти совокупностей в МН 10 и объясняется в комментарии к ней (конспект).

Возникновение и исчезновение пяти совокупностей описывается в нескольких суттах. В СН 22.57 сказано, что тело возникает с возникновением питания, ощущение, распознавание и умственные конструкции возникают с возникновением соприкосновения, сознание возникает с возникновением умственно-телесного. Исчезают они с исчезновением того же самого (питания... умственно-телесного). Другое объяснение даётся в СН 22.5. Там говорится, что пять совокупностей возникают, когда некто восторгается, приветствует и погрязает в них и исчезают, когда некто не восторгается, не приветствует, не погрязает в них.

Практика отслеживания возникновения и исчезновения 5 совокупностей описана в 20 главе Висуддхимагги с опорой на Патисамбхидамаггу. Отслеживая возникновение, в отношении каждой совокупности практикующий видит, что она возникает с возникновением неведения, жажды и каммы, а также ещё одной характеристики, которая для разных совокупностей отличается:

  • совокупность тел - пища
  • совокупность ощущений, распознавания и умственных конструкций - соприкосновение
  • совокупность сознания  - умственно-материальное (в стандартной формуле ОВ оно обуславливает 6 сфер чувств, здесь видимо речь о рассудке как 6 сфере и также есть объяснения ОВ где они обуславливают друг друга)

Тот, кто видит характеристику порождения видит возникновение каждой из пяти совокупностей.

Отслеживая исчезновение, в отношении каждой совокупности практикующий видит, что она исчезает с исчезновением неведения, жажды, каммы и четвёртой характеристики, которая отличается для разных совокупностей и перечислена выше. Тот, кто видит характеристику изменения, видит исчезновение каждой из 5 совокупностей.

В АН 5.30 говорится, что результатом распознавания непостоянства 5 присваиваемых совокупностей является отвращение к присвоению.

Практика памятования о дыхании включает в себя отслеживание непостоянства. В 8 главе Висуддхимагги оно объясняется так:

Ānāpānassatikathā

Здесь пять совокупностей называются непостоянными.
Почему?
Из-за того, что в их сущности заложено возникновение, исчезновение и изменение.
Непостоянство - это возникновение, исчезновение и изменения в этих самих совокупностях; или отсутствие [этих совокупностей] после существования; разрушение порождённых совокупностей путём мгновенного разрушения, поскольку они не остаются такими, какими были до этого. Таково здесь объяснение.
"Отслеживание непостоянства" - это отслеживание тела и прочего, как непостоянных по причине этого непостоянства.

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Иногда, когда мы больны или испытываем боль в теле, ум впадает в депрессию. Однако, зная о непостоянстве, мы видим, что наша болезнь и боль, которую она причиняет, также постоянно меняются. Поэтому, вместо того чтобы жаловаться, мы направляем внимание на имеющие место изменения. Когда мы направляем внимание с памятованием и осознанием, то замечаем, что наша боль иногда усиливается, а иногда ослабевает. Внимательно наблюдая это, мы даже можем забыть о болезненных ощущениях и беспристрастно следить за тем, как исчезает мучительное ощущение и возникает нейтральное. Когда это происходит, мы также замечаем, что чувство подавленности ума исчезает и сменяется нейтральным чувством.

Если мы пристально наблюдаем за этими изменениями, иногда непостоянство болезненных ощущений ведёт к ощущению счастья, возникающему вследствие того, что мы видим постепенное исчезновение своей изменчивой боли! Когда мы осознаём это, нас наполняет радость, возникает чувство наслаждения. Чувство наслаждения всегда позитивно. Оно ведёт к выбросу полезных веществ, воздействующих на тело и ум. Эти полезные вещества ускоряют процесс исцеления. Таким образом, исцеление является результатом нашего распознавания непостоянства болезненных ощущений. Итак, распознавание непостоянства может привести как к исцелению от боли в этой жизни, так и в конечном счёте к полному освобождению из цикла страданий, к ниббане.