Распознавание изменчивости

Опубликовано khantibalo от 10 ноября, 2018 - 20:03

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание изменчивости?
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Тело изменчиво, ощущение изменчиво, распознавание изменчиво, умственные конструкции изменчивы, сознание изменчиво".
Так он пребывает в отслеживании изменчивости этих пяти присваиваемых совокупностей.
Это, Ананда, называется распознаванием изменчивости.

Комментарий начинает с пословного разбора фразы. По его словам под словом "здесь" понимается система Будды, вне которой возвышенные достижения не возможны. Речь о монахе в этой системе обучения. Для практики распознавания изменчивости монах уходит в безлюдное место. К тем трём, что даются в сутте - лес, подножие дерева, пустое пространство (пустой дом), в комментарии даётся ещё семь: гора, горная долина, пещера, кладбище, лесная чаща, открытое пространство, стог сена. Они полностью приведены в ДН 2. Комментарий говорит, что они подходят для разных времён года, разных темпераментов и т.п. (khantibalo: обратите внимание, что здесь нет правила для позы. достаточно находиться в безлюдном месте - поза может быть любая, в том числе ходьба) Практика состоит в размышлении об изменчивости пяти совокупностей. (khantibalo: судя по всему это делается для постоянного удержания внимания на предмете медитации)

Ключевыми понятиями здесь является изменчивость и пять совокупностей. Изменчивость как одна из трёх характеристик конструированного, разбирается в отдельной статье. Пять совокупностей, в которых она отслеживается (распознаётся) также разбираются в собственном разделе. Понимание пяти совокупностей посредством их характеристик является ключевым для этой практики.

Комментарий говорит, что распознавание изменчивости состоит в отслеживании в пяти совокупностях возникновения, исчезновения и изменений. Характеристика изменчивости не выглядит очевидной из-за того, что её скрывает непрерывность (khantibalo: судя по всему, при отсутствии направления внимания отдельные фазы - возникновение и проч. плавно переходят друг в друга). Также даётся объяснение, что пять совокупностей изменчивы в смысле их разрушения.

В СН 35.4 Будда говорит, что то, что изменчиво, то мучительно. Возникновение и исчезновение постоянно угнетают конструированные явления. Таким образом, распознавая изменчивость, мы также распознаём характеристику страдания (khantibalo: видимо по этой причине нет отдельной практики распознавания страдания). И эта характеристика страдания тоже не выглядит очевидной. В качестве примера комментарий приводит страдание от длительного нахождения в одной позе и говорит, что это страдание скрывается путём смены поз и не удержания в уме этой характеристики. Постигнув постоянное угнетение мы не позволяем позам дальше скрывать характеристику страдания.

Небольшая инструкция по практике этого распознавания, а также его блага описаны в СН 22.102:

10. Aniccasaññāsuttaṃ

Каким же образом, о монахи, распознавание изменчивости, когда его развивают и часто практикуют устраняет всю чувственную страсть... упраздняет всё самомнение "я есть"?
"Таково тело, таково возникновение тела, таково исчезновение тела, таково ощущение... таково распознавание... таковы умственные конструкции... таково сознание, таково возникновение сознания, таково исчезновение сознания". Таким образом, о монахи, распознавание изменчивости, когда его развивают и часто практикуют, устраняет всю чувственную страсть, устраняет всю страсть к материальному, устраняет всю страсть к быванию, устраняет всё неведение, упраздняет всё самомнение "я есть".

Практика отслеживания возникновения и исчезновения 5 совокупностей описана в 20 главе Висуддхимагги с опорой на Патисамбхидамаггу. Отслеживая возникановение, в отношении каждой совокупности практикующий видит, что она возникает с возникновением неведения, жажды и каммы, а также ещё одной характеристики, которая для разных совокупностей отличается:

  • совокупность тел - пища
  • совокупность ощущений, распознавания и умственных конструкций - соприкосновение
  • совокупность сознания  - умственно-материальное (в стандартной формуле ОВ оно обуславливает 6 сфер чувств, здесь видимо речь о рассудке как 6 сфере)

Тот, кто видит характеристику порождения видит возникновение каждой из пяти совокупностей.

Отслеживая исчезновение, в отношении каждой совокупности практикующий видит, что она исчезает с исчезновением неведения, жажды, каммы и четвёртой характеристики, которая отличается для разных совокупностей и перечислена выше. Тот, кто видит характеристику изменения, видит исчезновение каждой из 5 совокупностей.

В АН 5.30 говорится, что результатом распознавания изменчивости 5 присваемых совокупностей является отвращение к присвоению.

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Иногда, когда мы больны или испытываем боль в теле, ум впадает в депрессию. Однако, зная об изменчивости, мы видим, что наша болезнь и боль, которую она причиняет, также постоянно меняются. Поэтому, вместо того чтобы жаловаться, мы направляем внимание на имеющие место изменения. Когда мы направляем внимание с памятованием и осознанием, то замечаем, что наша боль иногда усиливается, а иногда ослабевает. Внимательно наблюдая это, мы даже можем забыть о болезненных ощущениях и беспристрастно следить за тем, как исчезает мучительное ощущение и возникает нейтральное. Когда это происходит, мы также замечаем, что чувство подавленности ума исчезает и сменяется нейтральным чувством.

Если мы пристально наблюдаем за этими изменениями, иногда изменчивость болезненных ощущений ведёт к ощущению счастья, возникающему вследствие того, что мы видим постепенное исчезновение своей изменчивой боли! Когда мы осознаём это, нас наполняет радость, возникает чувство наслаждения. Чувство наслаждения всегда позитивно. Оно ведёт к выбросу полезных веществ, воздействующих на тело и ум. Эти полезные вещества ускоряют процесс исцеления. Таким образом, исцеление является результатом нашего распознавания изменчивости болезненных ощущений. Итак, распознавание изменчивости может привести как к исцелению от боли в этой жизни, так и в конечном счёте к полному освобождению из цикла страданий, к ниббане.