Дети и родители

Опубликовано Игорь Ж. от 29 марта, 2022 - 22:49

помимо материалов по метке сыновний долг по этой теме есть в СНп 2.4 (конспект), СНп 1.6 (конспект)

 

В суттанте неоднократно встречаются слова о важности почтительного отношения к родителя и наличии долга перед ними.

В МН 117 Будда объясняет основу Восьмеричного пути - надлежащий взгляд - упоминая отца и мать.

7. Mahācattārīsakasuttaṃ

Есть что подаётся, что подносится, что жертвуется, существует плод благих и дурных поступков, есть этот мир, есть мир после смерти, есть мать, есть отец, есть самопроизвольно рождающиеся существа, есть в мире отшельники и брахманы, с надлежащим достижением и надлежащей практикой, которые провозглашают этот мир и следующий, познав его с помощью собственного знания. Таков надлежащий взгляд с наличием влечений, сопричастный заслуге, дающий плод в сфере привязанности.

О долге и о его величине Будда говорит в АН 2.34

4. Samacittavaggo (33-42)

34. "Монахи, я расскажу вам о двух людях, которым нелегко вернуть долг.
Каким двум?
Матери и отцу.
Даже если бы вы носили мать на одном плече, а отца на другом в течение 100 лет, и ухаживали бы за ними путём умащения, массажа, купания и растирания,
а они отправляли свои естественные надобности прямо там [вам на плечи],
вы не отплатите и не отблагодарите своим родителям таким образом.

И там же о том, как его возможно вернуть 

4. Samacittavaggo (33-42)

Монахи, но тот, кто своих неследующих [учению Будды] родителей побуждает следовать учению, наставляет и укрепляет их в убеждённости; безнравственных родителей к нравственности побуждает, в нравственности наставляет и укрепляет; скупых родителей к щедрости побуждает, в щедрости наставляет и укрепляет; глупых родителей к мудрости побуждает, в мудрости наставляет и укрепляет - в той мере человек отплачивает и благодарит своих родителей.

В ДН 31 молодому домохозяину Сингале Будда говорит о том, как следует служить своим родителям

Chaddisāpaṭicchādanakaṇḍaṃ

Пятью способами, о сын домохозяина, ребёнок должен служить своим родителям как востоку: (1) я буду поддерживать их, поддержавших меня, (2) я буду выполнять их обязанности, (3) я буду сохранять семейную традицию, (4) я [заслуженно] приму наследство, (5) кроме того, я буду раздавать милостыню в память моих умерших родственников.

И о том, как родители служат своему ребёнку

Chaddisāpaṭicchādanakaṇḍaṃ

(1) они удерживают его от порока, (2) они приводят его к благому, (3) они обучают его профессии, (4) устраивают брак с подходящей супругой, (5) в надлежащее время они вручают ему наследство.

В джатаке 455 рассказана история о слоне, который заботился о матери-слонихе. Пленивший его король, узнав об этом, выпустил слона на свободу.

В Итивуттаке 106(4.7) и аналогичной ей АН 4.63 Будда сравнивает отца и мать с Брахмой, божествами, учителями и теми, кто достоин подношений.

3. Brahmasuttaṃ

Отец и мать зовутся брахмой и первыми учителями
И заслуживают даров от детей, ведь они обладают сочувствием к потомству.
Поэтому мудрый человек должен поклоняться им и одаривать их
едой и напитками, одеждами и постелями,
массируя и купая их, также мытьём ног.
Благодаря этому служению матери и отцу, мудрые люди
хвалят его уже здесь, а после смерти он радуется в божественном мире."

В СН 7.19 заботящимся о своих родителях Будда сулит благое перерождение.

В СН 7.14 декламирует перед брахманом, которого выгнали из дома дети, стих. В нем сыновья, бросившие старика, сравниваются с демонами-ракшасами.

4. Mahāsālasuttaṃ

demons in the disguise of sons who abandon me in old age.

Добавить про смерть Сарипутты.

Добавить цитату из Снп 1.2 (об упадке)

Негативные примеры

В Дэвадутта-сутте(АН 3.36), человек, который дурно себя ведёт, оказывается перед судом Ямы. Там ему вменяется и отсутствие уважения к родителям.

6. Devadūtasuttaṃ

Он, следуя дурному поведению телом, дурному поведению речью, дурному поведению ума с распадом тела после смерти рождается в бедствии, дурном уделе, нижних мирах, аду.
Там хранители ада берут его под руки и показывают правителю Яме: "Ваше величество, этот человек не уважал мать и отца, отшельников и брахманов, не почитал старших в семье.

Найти сутту, где человек неправедно добывал средства к жизни, мотивируя это заботой о семье.