Возникновение и не возникновение предрасположенностей

Опубликовано khantibalo от

Ключевой термин этого раздела разбирается в отдельной статье: "предрасположенности".

6. Chachakkasuttaṃ

Монахи, при условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное.
Кто, будучи затронут приятным ощущением, восторгается, приветствует это, погрязает в этом,
– в том залегает предрасположенность к страсти.
Кто, будучи затронут неприятным ощущением, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, впадает в безрассудство,
– в том залегает предрасположенность к отвращению.
Кто, будучи затронут ни приятным ни неприятным ощущением, не распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостаток и способ избавления от этого ощущения,
– в том залегает предрасположенность к неведению.
И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не устранил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто не рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто не упразднил предрасположенность к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, не устранил неведение и не породил знание, уже в этом зримом мире положил конец страданию.

Аналогично для остальных 5 сфер.

Согласно комментарию здесь снова объясняется цикл (обусловленного возникновения страданий) через залегание (не устранение) предрасположенностей по отношению к 3 видам ощущений. "Восторгается, приветствует и прочее" в отношении приятного ощущения означает, что он делает всё это посредством жажды и взглядов.

Ключевое понятие здесь - предрасположенность. Оно разбирается в статье на нашем сайте. Другое важное понятие - ощущение, оно также разбирается в статье на нашем сайте.

В АН 7.11 приводятся 7 видов предрасположенностей, из которых здесь в МН 148 упоминается три (видимо основных).

6. Chachakkasuttaṃ

Монахи, при условии зрения и образного возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, от соприкосновения в качестве условия возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное.
Кто, будучи затронут приятным ощущением, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом,
– в том не залегает предрасположенность к страсти.
Кто, будучи затронут неприятным ощущением, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не впадает в безрассудство,
– в том не залегает предрасположенность к отвращению.
Кто, будучи затронут ни приятным ни неприятным ощущением, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостаток и способ избавления от этого ощущения,
– в том не залегает предрасположенность к неведению.
И, монахи, возможно, что тот, кто устранил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, устранил неведение и породил знание, уже в этом зримом мире положит конец страданию.

Аналогично для остальных 5 сфер.

Положить конец страданиям можно устранив предрасположенности, устранив неведение, которое является корнем цикла и породив знание, которое согласно комментарию соответствует плоду архатства.

Для отслеживания возникновения и исчезновения ни приятного ни неприятного ощущения в комментарии к ДН 22 даётся следующее объяснение:

Vedanānupassanāvaṇṇanā

но возникновение ни приятного ни неприятного ощущения является тёмным и неясным.
Это ощущение становится ясно тому, кто схватывает его методично, думая: "При исчезновении удовольствия и страдания возникает ни приятное ни неприятное ощущение, которое противоположно приятному и неприятному".
Как что?
Для охотника за оленями следующего по следам копыт оленя, его восход на плоский утёс является временным. Охотник, увидев отметки копыта на той и другой стороне утёса и не увидев никаких следов посередине, знает сделав следующий вывод: "Здесь животное взошло на утёс, здесь оно сошло. Посреди на плоском утёсе оно наверно сошло через это место". Как след копыта в месте восхождения возникновение приятного ощущения становится ясным.
Как след копыта в месте спуска возникновение неприятного ощущения становится ясным.
Это методичное схватывание ни приятного ни мучительного ощущения подобно пониманию с помощью вывода пути оленя по утёсу. Оно происходит с мыслью: "При исчезновении удовольствия и страдания происходит ни приятное ни неприятное ощущение, которого противоположно приятному и неприятному."

Точного объяснения услады и изъяна ни приятного ни неприятного ощущения нигде в текстах не даётся, в одном из комментариев говорится о работе искажений распознавания. Хотя среди искажений распознавания отсутствует распознавание ни приятного ни неприятного ощущения как приятного или неприятного, можно предположить, что такое искажение возможно, а значит, что его услада и изъян соответствуют тому ощущению, за которое оно будет принято - за приятное или неприятное.

Способ избавления от этого ощущения по всей видимости тот же, что и для ощущений вообще: устранение желания и страсти по отношению к этому ощущению (СН 22.57).